№ 87

1855 г., марта 9

ОТНОШЕНИЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Г. Х. ГАСФОРДА УПРАВЛЯЮЩЕМУ МИНИСТЕРСТВОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ Л. Г. СЕНЯВИНУ С ХОДАТАЙСТВОМ ОТМЕТИТЬ ЗАСЛУГИ ПОСРЕДНИКА ФАЙЗУЛЛЫ НОГАЕВА

Управляющему Министерством иностранных дел, господину тайному советнику Сенявину.

Из отношения моего от 4 марта Ваше Превосходительство известны уже об окончательном поступлении дикокаменных киргизов рода богу в подданство Его Императорского Величества. Успеху сего дела, представляющему не малые выгоды в видах будущего развития торговли нашей с Кашгариею, способствовало в особенности пребывание в кочевьях манапа Буромбая (и других значительных манапов) посланного мною в прошлом 1853 году в виде агента, касымовского татарина тархана Файзуллы Ногаева.

Азиятец сей, хорошо знакомый с среднеазиатскими владениями, в 1820 году избран был оренбургским военным губернатором Эссеном за переводчика и вожака при миссии действительного статского советника Негри, бывшей в Бухарин, и в награду за труды и усердие к пользам службы в эту поездку возведен с сыновьями своими в тарханское звание. Высочайше утвержденным положением Комитетом господ министров 5 февраля 1821 года, а в 1828 году выдана ему на звание тархана Высочайшая Грамота.

Файзулла Ногаев, движимый чувствами признательности за оказанные ему правительством благодеяния, поныне, несмотря на свои преклонные лета, с особенною готовностью исполняет возлагаемые на него поручения. По первому приглашению моему он в 1853 г. отправился в кочевья рода богу, где, оставаясь до присылки старейшинами рода богу депутата Каджибека, уполномоченного на принятие верноподданнической присяги, поддерживал в сих отдаленных племенах, не имеющих еще понятия о гражданственности, добрые чувства и доверие к нашему правительству. [184]

Зная по опыту, что при легкомыслии и грубых понятиях дико каменных киргизов, всякий злоумышленник может совратить их [с] прямого пути и ослабить их преданность к нашему правительству, я счел полезным и ныне, по принятии манапом Каджибеком присяги, отправить с ним в кочевья рода богу Файзуллу Ногаева для постоянного наблюдения за уморасположением сих новых подданных и отклонения происков ташкентцев и других злоумышленников.

Сообщая все сие Вашему Превосходительству, я покорнейше прошу ходатайства Вашего о поощрении тархана Файзуллы Ногаева всемилостивейшим награждением золотой медалью для ношения на шее на Анненской ленте.

Генерал от инфантерии Гасфорд

Начальник штаба генерал-лейтенант Яковлев

АВПРИ. Ф. СПб. Главный архив. 1-7. Оп. 6. 1844 г. Д. 1. Л. 69-70. Подлинник.