№ 81

1854 г., июля 3, г. Омск

ОТНОШЕНИЕ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО СИБИРСКОГО КОРПУСА Г. Х. ГАСФОРДА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В. А. ДОЛГОРУКОВУ О ПОЛОЖЕНИИ НА ГРАНИЦЕ С КОКАНДСКИМ ХАНСТВОМ

После сведений, сообщенных мною Вашему сиятельству в отзыве от 16 апреля относительно неприязненных намерений коканцев, неоднократно получаемы были подтвердительныя известия, как с левого, так и с правого флангов степи о приготовлениях их к нападению на наши посты. [170]

Сущность сих известий заключается в следующем, на левом фланге коканцы домогались вооружить противу нас дикокаменных киргизов ведения манапов Джангарача и Урмана, а также некоторые роды Большой орды, кочующие в верхних частях реки Чу. С этой целью, распространяя между киргизами ложныя известия об одержанной якобы победе над русскими при форте Перовский в декабре месяце минувшаго года, они разослали к влиятельнейшим ордынцам подарки и пригласительныя письма ополчиться с ними для совокупного нападения на наш Заилийский отряд. Между тем, в первых числах мая месяца, до 800 коканцев по приготовлении значительных запасов продовольствия прибыли в ближайшее нам укрепление Пишпек, распространяя слух, что за ними идут многия тысячи и, набрав скопища из изменивших нам в 1850 году киргизов Большой орды, ведения мятежного бия Тойчубека и дикокаменных рода султы, начали угонять соседние верноподданныя нам волости за р. Чу. В то же время стали появляться шайки барантовщиков в окрестностях расположения Заилийскаго отряда и одна из таковых шаек ночью 15 числа мая покушалась угнать лошадей отряда, но табун, бывшими у присмотра за оным 20 казаками остановлен, и хищники рассеялись. На другой день, в ночь на 16 число, те же хищники устремились к пикету нашему, поставленному на переправе через реку Или и успели угнать строевых и вьючных лошадей.

Для прекращения сих беспорядков и прикрытия преданных нам киргизов от нападения ташкентцев, вследствие просьб родоначальников теснимых волостей, командующий Заилийским отрядом пристав киргизов Большой орды, подполковник Перемышльский, двинулся с одною ротою пехоты, 150 казаками, 2 конными орудиями и 2 ракетными станками по направлению к кокандскому укреплению Пишпек, но, прибыв на речку Аксу, подполковник Перемышльский осведомился, что преданным нам волостям удалось уже удалиться от р. Чу и стать позади нашего отряда и что коканцы, не успевшие достигнуть своей цели и в особенности привлечь на свою сторону манапа дикокаменных киргизов Урмана Ниязбекова (недавно изъявившего желание вступить в подданство России), отказались от попытки вторгнуться в наши пределы. По сим уважениям подполковник Перемышльский вследствие строгого предписания моего не увлекаться враждебными [171] демонстрациями коканцев не продолжал свое движение вперед, а обратился на реку Алматы, где отряд должен заняться работами по возведению укреп[ления] Вернаго.

По последним сведениям от 16 июня за р. Илею и вообще в Большой орде все спокойно и благополучно.

По известиям с правого фланга степи коканцы намеревались возобновить нападение на форт Перовский и вместе с тем предложили сыновьям мятежных киргизских султанов Кенесары и Саржана Касымовых со скопищами каратавских киргизов делать набеги в частях Сибирской степи, прилегающей к Оренбургской, почему и на сем фланге приняты были надлежащия меры осторожности: Улутавская станица усилена ротою пехоты батальона № 2, квартировавшего в станицах Атбасарской и Кокчетавской, а взамен ее отправлена одна рота батальона № 3 из Петропавловска, крайния волости приближены кочевками к Улутавской станице и Акмолам, впереди их выставлены наблюдательные казачьи посты на урочищах Джиты-Конур и Мунглу, а наконец, в самых волостях учреждены при табунах скота караулы из киргизов.

До окончательного, однако же, приведения сих в исполнение одна шайка хищников под предводительством родственников Кенесары, прокравшись между Улутавскою станицею и Актавским укреплением, угнала у наших киргизов несколько табунов, но преследуемая нашими казаками, едва успела спастись бегством, оставив почти всю свою добычу.

Генерал от инфантерии Гасфорд

Резолюция: "Доложено Его Величеству 19 июня

г. За военного министра генерал-адъютант Катенин

ЦГА РУз. Ф. И. 715. Оп. 1. Д. 15. Л. 251-253. Копия.