№ 45

1825 г., октября 12 (Датировка М. П. Вяткина)

ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК ЛЕКАРЯ ОМСКОГО ГАРНИЗОННОГО ПОЛКА Ф. К. ЗИББЕРШТЕЙНА О ЕГО ПРЕБЫВАНИИ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КЫРГЫЗСТАНЕ В ИЮЛЕ-АВГУСТЕ 1825 г.

Собрание старейшин черных киргиз

Кончив обозрение озера Ис-Сыкул, я возвратился обратно в аулы бия Епалака, там, согласившись с ним, в сопровождении многих почетных биев и киргиз, мы отправились в аулы бия Улыжбая, где положено было сделать народное собрание для исполнения известного поручения, на каковой конец хорунжим Нюхаловым приглашены были все дети бия Ширалы с их дядьями и другие бии, кроме Яик-Амана.

В собрании том с достойною важностию отданы были письма и объявлены самые обстоятельства, для которых отряд был к нам послан. Все предложения наши были приняты обществом старейшин с знаками хорошего расположения в их пользу, почему и можно было ожидать тогда же согласия; но обстоятельство, которое ниже будет означено, останавливая их на пути желания, уклонило их на сей раз от решимости. Вот на чем несколько времени колебались их умы.

Посольство от Коханского владетеля

Коханский владетель, изыскивая, как видно, случай расширить свои владения и дать некоторые способы в оборотах торговли своей, отправил от себя трех посланников: одного к нашему правительству, другого к султану Кулану, а третьего к правителям черных киргизов. Не говоря о первом из них, ибо правительство, конечно, имеет его ноту, он о двух последних, по изведываниям моим, узнал я, что они приезжали склонять означенных родоначальников войти в подданство Кохании, предполагая с тем вместе совокупными силами истребить саргазынских киргиз (Кыргызов племени сарыбагыш), кои слишком часто наносят опустошение [118] своим соседям, но предложения сии остались без успеха по следующим причинам: Кулан, быв на тот раз занят делом е китайскими калмыками, которые взыскивали с него покраденных лошадей, приглашался также и к нашему отряду для получения высочайших наград, а потому не имел времяни или не сумел сделать никаких заключений с посланниками, а бии черных киргиз, имея детей своих депутатами у нас и ожидая окончания баранты сарбагызов с юсунцами, решились до времени остаться непреклонными вступать в подданство Кохании.

Исполнение старейшинами черных киргиз наших предложений

Напоследок благоразумным внушением хорунжего Нюха лова о той сильной защите, какую приобретут они от могущества российского покровительства, бии Ильжебай и Епалак первые отторгнули всякую мысль о Кохании и примером доброго своего соревнования к славе Российской державы, увлекли с собою и всех прочих родоначальников, которые в исполнении требований наших дали подписки и благодарные письма к г[осподину] генерал-губернатору Западной Сибири (Означенные документы М. П. Вяткиным не публиковались).

Путевые замечания Омского гарнизонного полка лекаря Зибберштейна 1825 г., октября 12. Публикация и предисловие М. П. Вяткина // Исторический архив. -М. -Л., 1936. -Т. 1. -С. 248-249.