№ 43

1825 г., мая 26

ОТНОШЕНИЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ П. М. КАПЦЕВИЧА УПРАВЛЯЮЩЕМУ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ К. В. НЕССЕЛЬРОДЕ ОБ ОТПРАВКЕ К БУГИНСКИМ БИЯМ ОТРЯДА ВО ГЛАВЕ С ПОДПОЛКОВНИКОМ Ф. К. ШУБИНЫМ

Получив почтеннейшее отношение Вашего сиятельства от 24 декабря минувшего года относительно Большой киргизской [казахской] орды Юсунской волости султана 8-го класса Сюка Аблайханова, я приуготовлял все действия к отправлению в Большую орду военного отряда, дабы оный принести мог всю [114] ожидаемую пользу. — Между тем представилось еще новое обстоятельство. По возвращении моем в Сибирь нашел я в Омске депутацию от дикокаменных киргизов, кочующих за Большою ордою при озере Иссык-Куле и частию между Китаем, Кашкариею и Кокандом. Депутаты сии, состоящие из трех биев от лучших родов и четырех почетных киргизов, изъявили сильное желание своего народа принять покровительство России и препровождать чрез свои кочевья купеческие караваны, прося защиты нашего правительства от междуусобных раздоров и грабительств в сильной степени.

Соображая, что таковой вызов дикокаменных киргизов может доставить нашей азиатской торговле большие выгоды, а между тем заботясь об ограждении от барантов султана Сюка, я приказал формировать отряд конных казаков при двух орудиях конной артиллерии под командою известного мне по усердию и способности ямышевского коменданта подполковника Шубина. 5-го числа будущего июня отряд сей из Семипалатинска должен переправиться уже за Иртыш и идти в предназначенный ему путь к урочищу Семи Речек, Под прикрытием сего отряда отправляю я означенных за каменных депутатов, которые награждены здесь, из суммы екстраординарной в моем распоряжении состоящей, приличными подарками. С ними посылаю письмо к почтеннейшим биям дикокаменного народа, в коем изъясняю, что правительство охотно берет их под защиту и, конечно, будет брать участие в их распрях междуусобных и в обидах со стороны соседей Большой орды. Далее изъявляю желание, чтобы они в знак преданности своей и усердия к России способствовали нашим торговцам и ограждали купеческие караваны от расхищения. С сим ответ пишу я к соседственным по кочевке султанам Адилева рода, дабы они и подведомственные им не делали никаких притеснений и обид киргизам дикокаменным, как принятым уже под покровительство Российского правительства.

С тем же отрядом отправляю я назначенные султанам Большой орды от Высочайшего Двора подарки, кои розданы будут публично. Для большего же блеску в азиятском вкусе предписал я подполковнику Шубину, собрав почетнейших киргизов, сделать особенный праздник и обычные киргизам увеселения, скачку на лошадях, или так называемую байгу, для чего назначил призы, состоящие из приличных подарков. [115] Между тем подобающий праздник приказал сделать и в двух в наших округах Киргизской орды.

Но существенная цель настоящего отряда есть, чтоб постепенно приучать китайцев смотреть на действия нашего правительства в отношении к Большой орде, увеличивать влияние России на оную, приближая тем введение порядка управления сообразно Уставу о киргизах. Как китайцы в августе или в начале сентября обыкновенно выезжают из Кульджи за сбором в ясак лошадей с некоторых родов Большой орды и нередко приезжают в самые кочевья султана Сюка, то может быть увидят и отряд наш и взойдут в какие-либо изъяснения, то г. Шубину дано надлежащее по сему предмету наставление.

Подробности настоящего дела, Ваше сиятельство, изволите ближе усмотреть из прилагаемой у сего копии с данных подполковнику Шубину инструкции и особенного от меня предписания (Данные документы не публикуются); о дальнейших же обстоятельствах и об условиях посылаемого отряда я долгом моим поставлю доводить до Вашего, милостивый государь, сведения во всей подробности.

Между тем я полагал бы полезным трем выше означенным дикокаменным биям для поощренья дать медали на Александровских лентах, а одному почетнейшему из них и более уважаемому в горах бию... (Слово неразборчиво) пожаловать медаль на Андреевской ленте и золотую саблю с надписью имени по-русски и по-татарски. Если Вашему сиятельству угодно будет исходатайствовать таковые награды для дикокаменных киргизов, то сие, конечно, усилило бы их привязанность к России и усердие к способствованию нашей торговле. О наградах сих я буду иметь честь ожидать особого уведомления Вашего сиятельства.

ГАОО РФ. Ф. З. Оп. 1. Д. 419. Л. 52-53 об. Отпуск.