№ 212

1876 г., февраля 7, г. Ташкент

ПИСЬМО ИСПОЛНЯЮЩЕГО ДОЛЖНОСТЬ ТУРКЕСТАНСКОГО ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА Г. А. КОЛПАКОВСКОГО БУХАРСКОМУ ЭМИРУ О ПРИНЯТИИ РОССИЙСКОГО ПОДДАНСТВА НАСЕЛЕНИЕМ БЫВШЕГО КОКАНДСКОГО ХАНСТВА

Высокостепенный эмир. После пожелания здоровья и всего лучшего содержание следующее: Из предыдущих сообщений генерал-губернатора генерал-адъютанта фон-Кауфмана 1-го Вашему Высокостепенству уже известны печальные события, совершившиеся в Кокандском ханстве, благодаря злонамеренности некоторых лиц, ставших во главе кокандского народа и воспользовавшихся для своих дурных целей его легкомысленностью.

Придя к убеждению, что при существовании в ханстве самых противоположных партий, из коих одни желают иметь ханом Наср-Эддина, другие — Пулат-бека, наконец, третьи [374] желают безначалия, большинство народа решилось искать защиты у России и с этою целью к генералу Скобелеву явились депутации от городов Коканда, Маргелана, Оша, Исфары и других. Депутации эти, выражая полное раскаяние в враждебных действиях кокандского народа противу русских, и, сознавая вполне свое безсилие в борьбе с русскими войсками, просили пощадить их и тем вместе изъявляя полную покорность, принесли генералу Скобелеву от лица всего кокандского народа просьбу принять в подданство Российского Государя, единственно который и может даровать им спокойствие и счастие, необходимые для страны, так долго раздираемой всеми бедствиями войны. Эта Всеподданнейшая просьба кокандского народа была предоставлена на милостивое воззрение Государя Императора и Его Императорское Величество, снисходя к общему желанию кокандского народа принять подданство России и не видя других способов успокоить население Кокандского ханства, тем более, что двухкратное водворение на ханском престоле законного наследника Наср-Эддина кончилось неудачно — изгнанием его в российские пределы, соизволил признать за благо для кокандского народа ныне же принять его в подданство России, а землю, им населенную, присоединить к Российской империи, переименовав ее в Ферганскую область. Сообщая Вашему Высокостепенству о таковой монаршей воле Российского Императора, присовокупляю, что занятие Кокандского ханства и окончательное подчинение его русскому подданству Высочайше поручено мне и для исполнения этого я вслед за сим выезжаю из Ташкента во вновь образуемую Ферганскую область, причем управление генерал-губернаторством временно поручаю Военному губернатору Сырдарьинской области генерал-лейтенанту Головачеву. В заключение считаю необходимым добавить, что действия Российского Правительства в отношении соседних среднеазиатских независимых ханств были всегда направлены к поддержанию мира и дружбы, и Россия постоянно уклонялась от всяких завоеваний, если и вынуждена ныне присоединить Кокандское ханство, то это она делает не из своих выгод, но единственно во имя общего желания кокандского народа и с целью доставить счастье и спокойствие жителям Кокандского ханства, которое, состоя из самых противоположных по своим целям и привычкам народностей, как показала история, никогда не [375] может успокоиться под правлением своих владык, но для своего умиротворения требует твердой и незыблемой власти, какова власть могущественного Российского Императора. Прошу Вас, Высокостепенный эмир, верить в неизменные чувства моей искренней к Вам дружбы и принять пожелание Вам здоровья и всякого благополучия.

Генерал-лейтенант Колпаковский

ЦГА РУз. Ф. И. 715. Оп. 1. Д. 66. Л. 286-291. Подлинник.