№ 200

1875 г., декабря 5, г. Ташкент

ИЗ ОТНОШЕНИЯ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ ТУРКЕСТАНСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА К. П. КАУФМАНА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Д. А. МИЛЮТИНУ О ПОДАВЛЕНИИ ВОССТАНИЯ КИПЧАКОВ И КЫРГЫЗОВ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ

... В настоящее время в Кокандском ханстве господствует беспорядочный, дикий элемент, кочевое население ханства киргизы и кипчаки, тот элемент, который постоянно уклоняясь от наших ударов, в минувшую Кокандскую кампанию сего года, видимо, намерен продолжать борьбу с нами. Помимо враждебности нашему владычеству, эта грубая сила, по самому существу ее не подчинялась и не подчиняется никакой законности, никакому порядку. Для обуздания ее, для того, чтобы хотя несколько сдержать ее, я остановился пока на следующей мере: я предписал свиты Его Величества генерал-майору Скобелеву, с частью вверенного ему Наманганского отряда, произвести движение на земли кипчаков в то время именно, когда они осядут с своими семьями и имуществом на зимовках.

Генерал Скобелев предполагает произвести эту экспедицию в Екисуарасы между 15-го декабря и 10-го или 15 января. Конечно, от большой или меньшей успешности этого предприятия, т.е. от большей или меньшей силы нашего удара в средоточие кипчакского населения много будет зависеть будущее направление дел в Кокандском ханстве...

... История Кокандского ханства представляет собою целый ряд беспрестанных восстаний кипчаков и киргиз и борьбы государственной власти ханства Кокандского с этим [359] беспокойным элементом его населения. Настоящий пример Кокандской кампании сего года также весьма резок и характерен. Погром Махрамский, а за ним преследование кипчакских и киргизских скопищ с Автобачи во главе от Маргелана до Уша и Кара су временно смирили их и тогда все ханство подчинилось нам, но не успел наш действующий отряд переправиться на правый берег Сыр-Дарьи и расположиться в Намангане, как на левом берегу Дарьи, в восточной части ханства, где собственно и группируется кочевое его население, знамя бунта и газата (священной войны) снова было поднято и немедленно отразилось беспокойствами и беспорядками во всем ханстве, а также и в пределах новых наших владений в Наманганском отделе.

Последовавшие после того один за другим удары: в Андижане, Тюря Кургане, Намангане и особенно в Балыкчах снова как бы смирили, на время, кипчаков и киргиз, но во 1-х, это затишье, с уверенностью можно сказать, лишь временное, а во 2-х, после удаления из Коканда в наши пределы хана Наср-Эддина, который был выбран в ханы всем народом кокандским и нами признан в этом сане, на арену действия в ханстве, б качестве хана явился некий Фулат-бек, кандидатура которого на ханствование поддерживается кочевым населением ханства, нам враждебным; новый хан держится лишь во имя этой вражды.

Торговый и промышленный Коканд, прочие большие кокандские центра, да и вообще все ханство, более всех других соседних русскому Туркестану, среднеазиатских владений, имеет много общих интересов и непосредственную экономическую связь с Ташкентом и с прочими частями Туркестанского края. Настоящее ненормальное, хаотическое состояние в Кокандском ханстве, несомненно, отражается на всем экономическом быте и строе русского Туркестана.

Помимо этого условия, продление в ближайшем нашем соседстве, подобной анархии и беспорядка, каковые ныне господствуют в Кокандском ханстве, нетерпимо в смысле политическом.

Непрекращение с нашей стороны такого состояния в Кокандском ханстве, подрывая наш престиж в Средней Азии, дискредитирует веру всего здешнего населения в нашу силу. [360]

Подобный порядок вещей, если бы он почему-либо мог затянуться на долгое время, весьма для нас невыгоден (Если бы и удалось хану Насреддину воссесть на свой престол, или если бы Фулат-бек пожелал войти в мирные с нами сношения и взялся выполнить условия трактата, заключенного с Насреддин-ханом, то ни в том, ни в другом случае нет никакой гарантии, что при первом же беспорядке на другой какой границе нашей не поднимется на «газат» беспокойное население ханства, которое или свергнет слабого Насреддина или двинется против нас с Фулат-беком во главе. (Примечание документа)).

Я высказываю поэтому мое твердое убеждение в необходимости действовать скоро и решительно. Способ действия заключается в занятии предстоящею раннею весной 1876 года всего Кокандского ханства...

ЦГА КР. Ф. И. 75. Оп. 1. Д. 53. Л. 86-88. Копия.