№ 145

1862 г., декабря 12, г. Омск

ДОНЕСЕНИЕ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО СИБИРСКОГО КОРПУСА А. О. ДЮГАМЕЛЯ ВОЕННОМУ МИНИСТРУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Д. А. МИЛЮТИНУ О ВОССТАНИИ КИПЧАКОВ И КЫРГЫЗОВ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ

От 26-го ноября полковник Колпаковский доносит, что в настоящее время в Большой орде нашего ведомства все спокойно. Беспорядки же в Коканском ханстве не прекращаются. По словам зачуйских киргиз, успех на стороне кипчаков, действующих совокупно с дикокаменными киргизами. Город Кокан, осажденный ими, еще не взят.

По уходе наших войск от разоренного Пишпека прибыло под Аулие-Ата, с целью овладеть этим городом, 500 кипчаков и 1000 дикокаменных киргиз рода багиш, под начальством манапа Сарымсака. Город защищают 2000 сартов и киргиз Большой орды, кочующих по Таласу. Кипчаки и багиши, встретив сопротивление гарнизона, превосходящего их числом, обратились к манапам дикокаменных киргиз, родов султы и сарыбагиш, прося их принять участие в действиях против Аулие-Ата. Как, кажется, просьба эта будет уважена: потому что [264] еще во время осады Пишпека манап дикокаменных киргизов Байтык заявил полковнику Колпаковскому, что после падения этой крепости он свободно может идти на Мерке и Аулие-Ата.

Во всей этой неурядице замечателен тот факт, что киргизы Большой орды, кочующие за Чу, не принимают никакого участия против сартов, в некоторых же случаях даже держат сторону последних, Киргизы Большой орды, находящиеся в нашем подданстве, не выказывают сочувствия к возставшим. Тем не менее восстание это имеет важное значение для коканцев, потому, что кипчаки и дикокаменные киргизы составляют большинство кочевого племени ханства.

О всем вышеизложенном доношу Вашему Превосходительству.

Генерал от инфантерии А. Дюгамель

ЦГА РУз. Ф. И. 715. Оп. 1. Д. 26. Л. 345. Заверенная копия.