№ 140

1862 г., сентября 19, г. Омск

ДОНЕСЕНИЕ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО СИБИРСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ А. О. ДЮГАМЕЛЯ ВОЕННОМУ МИНИСТРУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Д. А. МИЛЮТИНУ ОБ ОСАДЕ ВОССТАВШИМИ КЫРГЫЗАМИ КОКАНДСКОЙ КРЕПОСТИ ПИШПЕК, ВЗЯТИИ ИМИ ТОКМАКСКОГО УКРЕПЛЕНИЯ И ОТПРАВКЕ ОТРЯДА Г. А. КОЛПАКОВСКОГО ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИШПЕКОМ

Начальник Алатавского округа от 3 сентября донес мне, что он получил известия, будто бы кипчаки завладели коканскими городами: Наманганом, Маргеленом, Ходжентом, Коканом и даже Ташкентом; где же находился в то время новый хан, не было известно. Хотя известия эти требовали еще положительного подтверждения, но тем не менее из сведений, полученных полковником Колпаковским от очевидцев, оказывается: что после завладения кипчаками означенными городами, новое правительство будто-бы сообщало о своей победе кочующим за Чу дикокаменным киргизам, приказав им истребить кокандских комендантов и вообще все власти линии Зачуйских крепостей. Манап дико каменных киргизов рода султы, Байтык, озлобленный и без того за насилия и поборы пишпекского коменданта Рахметуллы, пригласив его с 60 человеками сарбазов к себе в аулы на праздник, коварным образом умертвил всех их, кроме одного сарбаза, которому удалось убежать. [257]

Вслед за умерщвлением Рахметуллы и сарбазов аулы Байтыка покочевали к Пишпеку и с многочисленными толпами обложили эту крепость. Гарнизон запер ворота и защищается, крепость тогда еще держалась.

Во время обложения Пишпека под стенами его находились выпровоженные в этом году из наших пределов за Чу так называемые аркатские сарты. Дикокаменные киргизы, напав на них, угнали до 50 тыс. голов скота, разграбили все имущество и захватили в плен всех жен и детей их.

Под именем аркатских сартов разумеются выходцы из Ташкента и Бухары, с давних пор водворившиеся в киргизской степи. Впоследствии некоторые из них под именем иностранных гостей поселились в Семипалатинске; другие же, владевшие стадами верблюдов и бравшие на себя транспортировку товаров, стали искать мест, изобилующих кормами для прокормления стад своих и, найдя такие места в Аркатских и Альджанских горах (между Сергиополем и Копалом), поселились там. Когда же, в 1840 году, во время управления здешним краем генерала от инфантерии князя Горчакова, стали возникать со стороны киргизов жалобы на завладение выходцами принадлежащими землями, то состоялось распоряжение, которым было положено, чтобы выходцы эти нанимали занимаемый ими места киргизов по обоюдному согласию. В таком положении было дело до 1854 года, когда родилось подозрение, что сарты (выходцы) дают у себя притон контрабандистам и скрывают злонамеренных людей, почему и было предложено им или принять наше подданство и поселиться на указанных местах, или возвратиться в свое отечество.

Вследствие просьбы сартов окончательный срок пребывания их у нас был отложен до 1860 года, с тем что будут выпровожены в свое отечество. Когда же и этот срок окончился, то удаление их из наших пределов было приостановлено вследствие приготовлений наших к экспедиции 1860 года, которые могли бы сделаться известными коканцами через удаляемых сартов. С наступлением же настоящей весны, 168 семейств аркатских сартов, как не изъявившие желания принять наше подданство, были выпровожены с приличным конвоем за р. Чу.

После разграбления дикокаменными киргизами некоторые из аркатских сартов явились к полковнику Колпаковскому с [258] просьбою содействия его к возврату пленных и угнатого скота. Из сожаления к ним полковник Колпаковский написал об этом письма к манапам дикокаменных киргизов.

Во время вышеизложенных происшествий манап рода сарыбагыш Джантай напал на ничтожный гарнизон кой-как поправленного Токмака и взял его в плен.

ЦГА РУз. Ф. И. 715. On. 1. Д. 26. Л. 280-282. Копия.