№ 118

1860 г., апреля 14, г. Омск

ПРЕДПИСАНИЕ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО СИБИРСКОГО КОРПУСА Г. Х. ГАСФОРДА НАЧАЛЬНИКУ АЛАТАВСКОГО ОКРУГА И ПРИСТАВУ ПРИ КАЗАХАХ СТАРШЕГО ЖУЗА Г. А. КОЛПАКОВСКОМУ ПРИНЯТЬ МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ РОССИИ В ПРИИССЫККУЛЬЕ

Милостивый государь Герасим Алексеевич!

Доставленные Вами при том от 29 марта сегодня о состоянии дел на Иссык-Куле представляют мало утешительного. Можно опасаться, что как часть манапов богинских уже предалась хоканцам, то и другая может последовать ее примеру. Необходимо употребить все меры, чтобы не только отстранить это, но и утвердить прочно наше влияние на озере, заметно поколебленное хоканцами.

Для большего обеспечения успеха наших действий предоставляю Вам усилить восточно-иссыккульский отряд но только теми 30 казаками и одним орудием, которые Вы предполагаете, но и более, доведя число казаков до полной комплектной сотни, если того потребует надобность равным образом, если бы обстоятельства вынудили, и западный отряд может быть увеличен добавкою казаков. Выступление этого отряда может быть произведено и ранее назначенного уже времени, если это потребуется.

Объявите от моего имени богинцам, что они навлекут на себя грозу и потом горько будут раскаиваться, если подчинятся подстреканиям коканцев; напомнить, что нарушителей присяги карает Бог и что за всякие враждебные намерения и действия мы сумеем рассчитаться, как нужно. Особенно постарайтесь захватить силою или хитростью известного Вам возмутителя и сторонника хоканцев, письмоводителя Мурат-Али, о котором уже и прежде мера эта была мною предписана.

Относительно сарыбагышей я указал Вам способ действий в моих предшествовавших предписаниях. Надобно, чтобы пред вступлением отрядов на Иссык-Куль всем дикокаменным киргизам было объявлено, что намерения наши совершенно [228] мирные, что ни одна каракиргизская юрта не будет тронута русскими, если обитатели ее будут вести себя спокойно. Но пусть все знают, что за каждый враждебный шаг против нас будут расплачиваться головами.

Так же и хоканцев нужно уведомить, что мы не имеем с ними враждебных встреч, ибо ходим по своим землям, а напротив удивляемся появлению их войск на озере. Должны спокойным тоном предложить им удаляться с Иссык-Куля и не вмешиваться в дела наших подданных; можно даже обласкать их начальника, если они явятся в отряд. Но при упорстве их и явно враждебных действиях необходимо будет, наконец, употребить оружие и выгнать их силою.

О всем вышеизложенном мною даны надлежащие наставления командированному для управления действиями отрядов Генерального штаба капитану Венюкову, которому прошу Вас сообщить и дальнейшие Ваши соображения и мероприятия по делам, касающимся дикокаменных киргизов и хоканцев на Иссык-Куль и верхней [части] Чу.

Может быть и двусмысленные поступки и поведение Тезека имеют связь и могут быть объяснены событиями на Иссык- Куле и проделками детей Урмановых и секретаря Мурат-Али, а потому будьте внимательны к ходу дел у адбанов, между которыми также могут начаться колебания, если, к несчастию, богинцы отложатся все. Вот почему нужно особенно дорожить положением нашего Санташского отряда, не допустить с ним никакой катастрофы. Постарайтесь заманить к себе Тезека и удержать в Верном до моего прибытия. Вообще нужно быть очень осторожным и осмотрительным по делам всей Большой орды, ибо совершенно положиться мы можем только на дулатов и джалаиров, которые более прочих в наших руках и без нашего покровительства могут подвергнуться истреблению.

Прошу Вас принять уверения в моем совершенном к Вам почтении и преданности.

ЦГА РК. Ф. И. 3. Оп. 1. Д. 33. Л. 23. Копия.