№ 23

Отношение Камер-коллегии президенту Коммерц-коллегии П. А. Толстому о письме Бегенч-Хаджи и донесение астраханского воеводы И. Кикина

[Не ранее июня 1721г.]

Сего 1721 году марта 3-го числа из Трухмении от трухменца Бетелч Аджи в Астрахань к дворянину Кузьме Воронину о выкупе сына ево ис полону, которой пропал в хивинской поход, написано (См. док. № 22): которое -де суды из Астрахани присылаютца с товары для торгу к нам на трухменской кряж, чтоб впредь их к ним не присылать, и с того ево письма прислал копию.

А в копии с того письма написано: были -де они холопы хана Аюки тому с 130 лет и отца-де ево и деда, и великому государю они верны 200 лет, государевы суды к ним в Караган для торгу приезжали и добродетель делали, а с ними-де казаки в степи стали не в миру.

И в прошлом-де году от них ис Карагани поехал Сеид Ахмет Салтан для свидания к князю и к хану и к Чабдаржапу, а в прошлом-де году, которое судно из Астрахани для торгу было, и сказывали ложно, будто из Астрахани онаго Сеид Ахмета повезли для свидания к хану, и которые-де к ним приехали степью, горами, и они, слышали, Салтана и Кочкара покинули в Саратове, а двоих повезли вверх; и после -де того нынешним летом пришло к ним судно для торгу и сказывали ложно ж, бутто вышеозначенные люди поведены к хану, а в осень -де было другое судно и они-де от себя отпустили добродетеля, хотя -де была я словах от них ложь, а которой -де от них солтан поехал с четырьмя человеки, и к ним назад не будет, и чтоб впредь суд для торгу к ним не присылать, а ежели будут, то будет меж ними ссора, а они -де для приятства правду сказывают, а которые -де их братья и родственники поехали вверх, чтоб им ведомость учинить, а от них -де 200 лет худо б не бывало, а страждуть безвинно, а он думает степью ехать к хану.

И по оному письму, ежели судно впредь с товаром не посылать, то будет недобор таможнему сбору, понеже на оном судне отпускаютца товары на покупные государевы деньги и с таможни, а не купецких людей, а посылать бы по такому их намерению за неуведомление взятых их людей в Санкт-Петербург опасно от них пакости, точно -де на сие посредство изобретаетца такое.

Что послать на том судне лишних служилых людей со артиллериею и торг с ними чинить со осторожностью и со взятием от них аманатов (Аманат — заложник, человек, взятый в залог.), есть ли дадут, а на судно, стоящее в море, из них пускать по малому числу людей, чтоб не учинили какова обману или насилия, а ежели явитца от них во всем противность, то надлежит им паки возвратитца, а торги с ними уже уничтожить, и о том-де в камер иностранных дел коллегии писано ж.

И сего мая 12-го дня из оной отписки и ис копии с письма Аджина учинена выписка и послана к его превосходительству господину президенту.

И сего мая 22-го дня в письме от его превосходительства господина президента действительного тайного советника кавалера лейб-гвардии капитана Петра Андреевича Толстого в коммерц-коллегию написано:

велено оное дело положить на рассмотрение тамошняго губернатора [46] господина Волынского, и о том к нему послать указ, чтоб он то дела управил по своему разсуждению, понеже он о упомянутых в том письме трухменцах подлинно сведал (В документе от 25 мая 1721 г. отмечается, что, обсудив этот вопрос в коммерц-коллегии, П. А. Толстой приказал “... послать указ в Астрахань к губернатору господину Волынскому, велеть ему о посылке к трухменцам с товары судов чинить по своему рассмотрению как лутче и безопаснее, понеже он о том деле сведом” (ЦГАДА, ф. 276. оп. 1, д. 56.0, л. 5).).

Канцелярист Григорий Иванов

ЦГАДА, ф. 276, оп. 1, д. 560, лл. 3—4 об.

Подлинник.