№ 5

Указ Петра I А. Бековичу-Черкасскому о задачах его экспедиции в Среднюю Азию

14 февраля 1716 г.

1. Надлежит над гаваном, где бывало устье Аму-Дарьи реки, построить крепость человек на тысячу, о чем просил и посол хивинской.

2. Ехать к хану хивинскому послом, а путь иметь подле той реки, но смотреть прилежно течение оной реки, тако ж и плотины, ежели возможно, оную воду паки обратить в старой ток, к тому ж протчия устья запереть, которые идут в Аральское море, и сколько к той работе потребно людей.

3. Осмотреть место близ плотины или где удобно на настоящей Аму-Дарье реке, для строения ж крепости тайным образом, а буде возможно будет, то и тут другой город сделать.

4. Хана хивинского склонять к верности и подданству, обещая наследственное владение оному, для чего представлять ему гвардию к ево службе и чтоб оп за то радел в наших интересах.

5. Буде он то охотно примет, а станет желать той гвардии и без нее ничего не станет делать, опасаясь своих людей, то оному ее дать, сколько пристойно, но чтоб были на ево плате, а буде станет говорить что перво нечем держать, то на год и на своем жалованье оставить, а впредь чтоб он платил.

6. Ежели сим или иным образом склонитца хивинской хан, то просить ево, дабы послал своих людей (при которых и наших два бы человека было) водою по Сыр-Дарье реке вверх до Эркети (Имеется в виду г. Яркенд, в современном Синцзяне (КНР).) городка для осмотрения золота.

7. Также просить у нево судов и на них отпустить купчину по [28] Аму-Дарье реке в Индию, наказав, чтоб изъехал ее, пока суды могут итти, и оттоль бы ехал в Индию, примечая реки и озера и описывая водной и сухой путь, а особливо водяной к Индии тою или другими реками, и возвратиться из Индии тем же путем или, ежели услышит в Индии еще лутчей путь к Каспийскому морю, то оным возвратитца и описать.

8. Будучи у хивинского хана, проведать и о бухарском, не мочно ли ево хотя не в подданство (ежели того нельзя сделать), но в дружбу привести таким же маниром, ибо и там тако ж ханы бедствуют от подданных (Указ Петра I здесь намекает на выступления доведенных до отчаяния народных масс против ханских властей.).

9. Для всего сего надлежит дать регулярных четыре тысячи человек, судов, сколько потребно, грамоты к обеим ханам, также купчине к ханам же и к Моголу (Речь идет о династии Великих моголов Индии).

10. Из морских офицеров порутчика Кожина и навигаторов человек пять или более послать, которых употребить в обе посылки, первая под образом купчины, другая — к Эркети.

11. Инженеров из учеников Куломовых дать двух человек.

12. Нарядить казаков яицких полторы тысячи, гребенских пятьсот да сто человек драгун и доброго командира, которым иттить под образом провожания каравана из Астрахани и для строения города, и когда оные придут к плотине, тут велеть им стать и по той реке, где плотина, прислать к морю для провожания его сколько человек пристойно. Вышеописанному командиру накрепко смотреть, чтоб с обыватели земли ласково и безтягостно обходилися и для делания там города отпустить с помянутыми конными несколько лопаток и кирок.

13. Порутчику Кожину приказать, чтоб он там разведал о пряных зельях и о других товарах и как для сего дела, так и для отпуску товаров придать ему, Кожину, двух человек добрых людей из купечества, и чтоб оные были не стары.

По сим пунктам господам сенату с лутчаю ревностью сие дело как наискоряя отправить, понеже зело нужно (Дальнейшие распоряжения по подготовке экспедиции князя Бековича-Черкасского см. в копии письма Курбатову от 14 февраля 1716 г. (ЦГАДА, ф. 134, Сношение России с Хивой, 1716 г., д. 1, лл. 1а—1б.), а также письмо Правительствующему сенату от того же 14 февраля 1716 г; в этом документе интересно особое акцентирование необходимости установления связей с великими моголами (там же, лл. 2а—2б)).

Петр (На документе помета:

“Сие писано ево царского величества собственною рукою”.)

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 35, ч. 1, лл. 58—61.

Копия.