№ 265

1765 г. апреля 19. — Рапорт командира сибирских войск генерал-поручика И. Шпрингера Коллегии ин. дел о походе султана Среднего жуза Абулфеиза против киргизов.

С сею почтою пр.и особо отправленном от меня в Гос. колл. ин. дел рапорте о происходящих здесь заграничных известиях приложей экстракт, в коем включено, что прошедшей зимы Абулфеис-салтан с подданными ему киргисцы был в походе и имел войну с дикими киргисцами ж ведения старшины Кара-Бута-бие, кочующими по сю сторону бухарского владения города Туркестанта, за недопуск ими з Среднюю киргискую орду и к нему, Абулфеису, в улусы для сатовки с товарами ташкенцов, за грабеж и обиду их, откуда и прибыл благополучно и с собою завоеванного всего богатства и с пленными получил на дватцать тысяч. А от киргисцов-де никаких обид поныне еще не имеют, а только-де выбегших от них пленников принимают и селят ради производства хлебопашества в прежней зенгорской землице. И между тем он, Абулфеис-салтан, прислав ко мне со старшинами Худайбердей-батырем и Баймурзе два письма, испрашивает в производство себе всегодного жалованья, выговаривая то, что-де Аблай и Султанмамет салтаны и протчие старшины оное получают, а естли я сего собою учинить не могу, требует дозволения отправить бы ему от себя к высочайшему е. и. в. двору посланцов.

А как Гос. колл. ин. дел сведома, что и в Семиполатной крепости прозьбою сего султана коммерции чрез приглашение мое российского купечества стала чрез короткое время пространятца, да повидимому, туда и в Ямышев приезду киргиокому, между коим в один случай [681] и бухарцы было появлятца начали, но, знатно, вышеписанное препятствие от диких киргисцав большими компаниями выезжать к потерянию своего богатства крайне удерживало, и путь пресечения был поставляем, ныне несколько тем Абулфеис-салтаном очищен, то и подать может иногда от опасностей верная надежда с тем, что отец ево, в Туркестанте как есть хан, к выезду до наших крепостей, не имея подобных опасностей и положась, яко на сына, может, приглашая своих купцов, как и прежде было, отправлять, а Абулфеис, получая оттоле, до Семиполатной и Ямышева препровождать, и тем немалую государству в зборе пошлин даст прибыль. А сверх того, означенной же Абулфеис и здешней стороне своим в кочевании всегдашним пребыванием самым последним от всех киргиских улусов, а ближним к бухарской землице разделением общественной признанием границы не без надобного почитаетца.

И за тем случаем я, признавая за нужду, о сем осмеливаюсь Гос. колл. ин. дел в нижайшей моей покорности доложить со испрашиванием сего, не повелено ль будет часто упоминаемому и верностию обнадеживающему к подданству российскому Абулфеис-салтану, не задолжая желаемых от него ко двору е. и. в. посланцов для толь малого, по ево желанию, дела отправлением, а по сходности таковых оказуемых от него ко общей государства полезности впредь ожиданей и по знатности отца и ево, некоторою частию годоваго награждения, хотя в сравненность протчих киргиских старшин, кое им со опробацы сей же Гос. колл. ин. дел в выдачю производится лишенным и толь чювствительным, во обиде не оставить, дабы, поставя он за авантаж и наибольшия к здешней стороне, по ево подданничеству верности, и явныя заслуги оказывать подражал. Ибо сия определенная ему часть, естли не оставит он приглашать вызовом бухарцев с товарами, от получаемых казенных прибытков не втуне останется. И что на сие Гос. колл. ин. дел определить соизволит, милостивым повелением меня не оставить. А до получения сего, изобрав на повеленных основаниях порядок, дабы он, Абулфеис-салтан, принял на себя стерпеливость, я от имени моего письмом отозвался.

Иван Шпрингер.

АВПР, ф. 122, 1762-1775 гг., кн. 14, лл. 213-214 об.