№ 237

1761 г. апреля 19. — Запись показаний башкира Ш. Абзанова и др., ездивших к султану Аблаю для выяснения обстановки в Среднем жузе.

1761 г. апреля 19 дня. Посыланные в киргиз-кайсатскую Среднюю владения Аблай-солтана орду Барын-Табынской волости башкирцы Шукур Абзанов 185 с товарищи тремя человеки по возврате их против учиненного им при отправлении на словах секретного о разведывании о киргиз-кайсатских и о китайских обстоятельствах приказания наведывайся и нижеследующее показали.

1. По выезде из Троицкой крепости, следуя здешнею Оренбургскою и Сибирскою линиями, крепостями и редутами до крепости ж Святаго Петра, а во оную приехав и поворотя прямо степью, в два дни владения Аблаева до старшины Кулсары, а оттоль до Аблая-солтана в пятнатцеть дней доехали и, будучи в том переезде, владения ево, Аблая-солтана, Киргиз-кайсаки улус до улуса препровождали, и всякое благодеяние показывали, и как до него, Аблая, доехали, то имеющия на имя ево письма подали, кои им приняты и чрез приехавшаго с ними ж, Шукуром с товарищи, к нему, Аблаю, со здешней стороны отправленного из мещеряков писаря Мунасипа читаны. И быв у него, Аблая, скрытным образом наведались, что от Абулмаметханского сына Абулфеиза киргизец Карагирейского роду Кутлубай посылан был для осведомления по соседственному пребыванию х китайскому богдыхану, которого-де он спрашивал, з каком они, киргисцы, с российскою стороною союзе находятся. На что-де он, Кутлубай, ему, богдыхану, в ответ сказал, что как они уже издревле российскому государству подданные, так-де со оным всегдашнее спокойство и пребывание поныне имеют, то-де он, владелец, еще ему, Кутлубаю, сказал: «А когда-де вы российскому государству подданные, то-де можите ли из зенгорских калмык владельцов, вшедших в Россию, ноенов Шерена и Намурсану, об отдаче ему, китайскому богдыхану, от российской стороны испросить?» На что-де он. Кутлубай, паки ответствовал, что объявленных ноенов Шерена и Намурсану о возвращении к нему испросить неможно, почему-де он, китайской богдыхан, сказал: «А когда-де того учинить неможно, то-де я нынешнею весною из своего китайского войска сорок санов (то есть в каждом сане по десяти тысяч человек) на Россию пошлю войною по Иртышу-реке, а вы-де, киргисцы, кочеванием от российской стороны отдалитесь в степь». И ныне того китайского [614] войска в собрани имеется в раззоренной зенгорской землице при урочище знатном, называемом Урюнчи, при речке Ля, а о числе онаго и ради чего тут расположено, о том точно наведаться не могли.

2. Вышеписанной х китайскому богдыхану посыланной киргизец Кутлубай сказывал и о том: по всей киргиз-кайсатской Средней орде носится такой слух, что китайской богдыхан с ним, Кутлубаем, в Среднюю киргис-кайсатскую орду хотел отпустить от себя для мены на десяти тысячах верблюдах товару, лаская, что оное во удовольствие киргиз-кайсакского народа, отчего-де объявленной киргизец отказался тем, что в орде их всякие люди есть и тому б отправленному товару грабежа не учинили, то-де китайской богдыхан еще к тому склонял, чтоб при озере, называемом Барык-куле, в раззоренной же зюнгорских калмык землице имеющемся для мены ярмонку учредил, и дабы киргисцы на одну той землицы половину кочевкою переселились, а на другой половине китайцов также населить, только на все то киргиз-кайсатские к здешней российской стороне доброжелательные старшины Куляка и Кулсара батыри несогласны потому, что-де из того надобно быть какому ни есть от китайцоъ обману тем, что естли-де, как в первом пункте объявлено, по случаю отправленного китайского в сороки санах состоящаго войска они, киргисцы, от здешних линей в степь откочюют, а то войско пропустят, то-де вместо России китайцы на них, киргисцов, яко совсем от здешней стороны на отрезанных оборотясь раззорят. Другое же дело, ежель их десять тысяч в их орду заменою впустить, а на иной год того и более, то-де они, усилясь так многолюдно, им, киргисцам, и поправиться не дадут, отчего крайне остерегаются.

3. О состоянии Аблай-солтана уведомились, что он состоит в верноподданнической к здешней российской стороне должности, пред прежним непременен и писал Меньшей орды к Нурали-хану, дабы и он своих подчиненных от известного их нынешняго неспокойства, сколько можно, унимал и по-прежнему в верность приводить старался. А сверх того, тем посланным письмом и сам обещался персонально с ним, Нуралеем, нынешним летом свидиться, и о приведении того в спокойство посоветовав, лутчия меры взять.

4. Кочевание ж свое ныне имеют при урочищах: Аблай-солтан — речки Колчаклы, а старшины Куляка и Кулсара батыри — по реке Ишиму; Абулфеиз, как слышно, якобы в разоренной зенгорской землице при речке, называемой Куксу-Каратал, а Абулмамет-хан — в Туркестанте, а о намерении ево, в каких он наклонностях состоит, никакого известия наведаться не могли, кроме того, что все они из Средней орды киргисцы, как видно, пребывают спокойно и противу здешней стороны никаких худых предприятей не имеют. А Аблай-солтан от приезду в Оренбург за ординскими делами отзывается, что к тому время ево не допустит, только старшина Куляка-батыр для свидания либо сюда в Троицкую крепость или в Оренбург нынешняго лета, конечно, быть обещался.

5. Посланной от Аблай-солтана х китайскому богдыхану Юлбарыс-солтан по днесь еще в орду не возвратился. А слышно, что там еще находится и весьма ласково принят и одарен довольно, а нынешним летом Аблай-солтан как ево, Юлбарысова, оттоль возвращения к себе ожидает, так как еще и от китайского богдыхана посланцем, а с какими намерениями — о том неизвестно быть уповает, а ныне ж оных китайских посланцов, как у него, Аблая, так и у протчих ни у кого не имеется.

6. Об отогнанных Исетскйй провинции ис-под слобод лошедях, которой орды, коих родов и кто имянно оных отогнали, а потому ж и бежавшие отсель Исетской же провинции Телевской волости старшины Кармыша Юбышева башкирцы: Рахмунгул Кадыров со всею своей семьею и другой, неведомо башкирец ли или мещеряк, по известию [615] оказался мещеряк, сказывающейся Досканай з двумя женами и с ребенком, да с одним работником, где они и в которых родах и у ково находятся, по довольному их разведыванию никакого известия не получили.

7. Впротчем же, что касалось по посланным к Аблаю-солтану и к старшине Куляке-батырю отсель письмам, то на оныя о подлежасчем в ответ первое от Аблая-солтана, а второе от Куляки письма ж за печатьми при сем объявляют и в том подписуются.

К подлинной скаске объявленные башкирцы Шукур Абзанов, Идрис Бокшанов, Кучюк Сагитов тамги свои приложили таковы: Шукурова, Идрисова, Кучюкова.

Из слов переводил переводчик Филат Гордеев и под подлинною подписался.

Регистратор Петр Чючалов.
Канцелярист Василей Цедвинцев.

АВПР, ф. 122., 1761 г., д. 4, лл. 109-111 об. Копия.


Комментарии

185. Ш. Абзанов и другие направились в ставку Аблая 31 января 1760 г., вернулись в Троицкую крепость 19 апреля 1761 г. (см. АВПР. ф. 122, 1761 г., д. 4, л. 108).