№ 235

1760 г. марта 3. — Письмо канцлера М. Воронцова хану Нурали по поводу его просьбы о построении крепости на р. Эмбе 184.

При доношениях г-на тайного советника и оренбургского губернатора Давыдова и г-на генерал-майора Тевкелева получены здесь при высочайшем дворе е. и. в. нашей всемилостивейшей государыни два листа Ваши, из которых первым всеподданнейше представляете Вы о построении для Вас на реке Эмбе крепостцы, где бы Вы в зимния времена и пребывание свое иметь могли, признавая из того для Вас и всего киргис-кайсацкого народа немалую пользу; а другим приносите всенижайшее благодарение за отправленную к Вам пред сим е. и. в. высочайшую грамату, представляя притом и ко исполнению высочайших е. и. в. повеленей свою [606] готовность. Причем и я от Вас особливое письмо получил, в ответ на мое к Вам пред сим же отправленное. Которым Вы объявляя об отдаче в Оренбург во знак Вашей к е. и. в. верности сына Вашего Артак-Галея и изъясняя и впротчем о Вашей и братьев Ваших Ералия и Айчувак солтанов к ея ж величеству непоколебимой должности просите, дабы я о том и е. и. в. представил, ссылаяся о протчих киргис-кайсацких делах на представлении Ваши, г-ну тайному советнику Давыдову и г-ну генералу-майору Тевкелеву учиненныя, которыя сюда при вышеписанном ж случае доносили, засвидетельствуя и с своей стороны о Вашей и помянутых братьев Ваших к е. и. в. должной верности, и что хотя протчей киргис-кайсацкой народ по лехкомыслию их и признавают себя, якобы они со здешней стороны не по-прежнему содержатся, потому что им не дается позволения кочевать при реке Яике и скот их на внутреннюю сторону перегонять. Однако ж Вы по истолковании Вам от них, тайного советника и генерала-майора, точнаго в том е. и. в. соизволения и принадлежащих к тому обстоятельству уверяли им себя, что Вы не инаково как по тому е. и. в. высочайшему соизволению и поступать будете, чего ради впредь приняли намерение свое кочевать по Эмбе-реке. Почему и о построении на той реке в удобном месте для злмняго Вашего пребывания крепостцы е, и. в. всеподданнейше просить вознамерились.

Я о всем том не преминул е. и. в. нашей всемилостивейшей государыне всеподданнейше донесть и е. и. в. такое Ваше прошение о построении для нас на реке Эмбе в удобном к тому месте небольшой крепостцы во всемилостивейшее разсуждение принять соизволила. Почему ныне же оренбургскому губернатору, г-ну тайному советнику Давыдову, дан е. и. в. указ, дабы он по сношению с Вами для осмотру и описания под такую крепостцу места отправил к Вам нарочного к тому способного человека и приказал тому месту зделать план, а потом для разсмотрения и сюда о том представил, по получении чего и указ е. и. в. действительном той крепостцы построении воспоследовать имеет. А между тем Вы, яжо верноподданной е. и. в., имеете кочевье свое по той реке Эмбе с вашим киргис-кайсацким народом и начать, как о всем том я к Вам пред сим от 31 августа обстоятельно писал.

Впротчем, г-н оренбургской губернатор, тайной советник Давыдов и г-н генерал-майор Тевкелев, засвидетельствуя о Вашей и братьев. Ваших к е. и. в. верности к исполнению е. и. в. высочайших повеленей усердии, не могли однакож-де без донесения сюда оставить, коим образом братья Ваши Ерали и Айчувак солтаны по притчине народного роптания в разсуждении подачи им по Яику-реке зимняго кочевья, преждевременно и не простясь с ними от Оренбурга отъехали, а потом Айчувак-солтан хотя и возвратился и тайным советником Давыдовым и генералом-майором Тевкелевым зван был в город, токмо не поехал. А потом и Вы также не простясь с ними, губернатором и генералом-майором Тевкелевым, также видно по притчине такого ж народного роптания от Оренбурга уехали и что при таковых обстоятельствах он, тайный советник, сколько ни видел с собственной Вашей и братьев Ваших стороны готовость к кочеванию по высочайшему е. и. в. соизволению на реке Эмбе, но примечая напротив того упорность в том от киргис-кайсацкого народа, возимел сумнение выдать обыкновенное награждение братьям Вашим и бывшим с Вами в приезде людям.

Итак, Вам и братьям Вашим надлежит впредь с оным г-ном оренбургским губернатором Давыдовым иметь доброе согласие, ис чего всего киргис-кайсацкого народа польза быть может, а то все и ко всемилостивейшей е. и. в. благо угодности будет, а я, и в протчем обнадеживая Вас и весь киргис-кайсацкой народ высочайшею е. и. в. милостию, пребываю к Вам всегда доброжелательным. [607]

Подлинное подписано по сему: граф Михайла Воронцов. Из С.-Петербурга, 3 марта 1760 г.

Помета. В окончании протокола написать: с вышеписаннаго указа и письма подать в Прав, сенат для известия при репорте копии.

АВПР, ф. 122, 1760 г., д. 1, лл. 1-4. Отпуск.


Комментарии

184. См. документ № 233.