№ 163

1748 г. октября 23. — Письмо оренбургского губернатора И. Неплюева ханше Попай в связи с ее просьбой поддержать избрание султана Нурали ханом 163.

Высокопочтенная госпожа ханша.

Ваше почтенное письмо чрез служителя Вашего Байбека я получил, и зять Ваш Джанбек-салтан, також и переводчик Гуляев с людьми Вашими сюда прибыли благополучно. Я ис того и ис писем детей Ваших со особливым моим удовольствием вижу, что мои к Вам и к ним сообщенные советы самым делом и к Вашей пользе исполняются и у Вас в орде по смерти сожителя Вашего Абулхаир-хана в народных делах не только никакого помешательства нет, но и самые разсудительные поступки происходят, что подтверждает и народное Ваше прошение о бытии сыну Вашему Нуралею-салташу на место покойного Абулхаир-хана действительным ханом с подтверждением себя при всем том в высочайшую е. и. в. милость и в е. ж и. в. высокомонаршее соизволение, что я, особливо Вашему основательному и твердому разсуждению прописав, рекомендую, дабы Вы, высокопочтенная ханша, такия Ваши хвалы и чести достойные поступки к Вашей собственной и общенародной пользе всегда изволили продолжать и по смерти сожителя Абулхаир-хана, с помощью божиею, воэстановленной уже порядок обще з детыми Вашими, а особливо с высокостепенным Нуралеем-салтаном, которой ныне, яко старшей Ваш сын, от народа в ханы удостоен, по сему содержать, чтоб все Ваши ординские дела исполнялись так, как на то е. и. в. высочайшее соизволение и повеление есть. Что же касается до определения предупомянутого сына Вашего по народному избранию в ханы наместо покойного сожителя [415] Вашего, то я с Вашим о том всеподданнейшим прошением зятя Вашего Джанбек-салтана з Байбеком и с протчими людьми Вашими, придав им в провожание обер-афицера и толмача и удовольствовав всеми потребностями, ко двору е. и. в. уже отправил и о достоинстве онаго высокостепенного сына Вашего ко всему тому правлению, кое покойной сожитель Ваш имел, от себя все подданнейше доносил и о всех ево, також и Ваших добрых качествах и верности столько свидетельствовал, что как он, Нурали-салтан, так и Вы со всеми Вашими детьми и с народом во оном Вашем прошении и во всем по Вашей верности в высочайшей е. и. в. милости оставлены не будете. Каким же образом до воспоследования на то Ваше всеподданнейшее прошение высочайшаго е. и. в. соизволения в народных делах поступать Вам надлежит, о том я к высокостепенному Нуралею-салтану писал, чего сим не повторяя, ссылаюсь на оное и уповаю, что он, зная ис того честь и пользу свою, по оному поступать и исполнять не преминет, да и Вы, высокопочтенная ханша, с протчими Вашими детьми тому ж следовать будете, совершенно уже ведая, что все мои сообщенные к Вам советы и мнении не к чему иному, как к Вашему благополучию и склоняются и на том основаны, в чем Ваша и народная польза и е. и. в. высочайшее соизволение состоит.

О сыне Вашем Айчувак-салтане объявляю Вам, что он обретается здесь в добром здоровье и во всяком удовольствии. Мы по общему совету з господином брегадиром Тевкелевым запотребно признали, чтоб о смерти сожителя Вашего, а его родителя, Абулхаир-Хана более от него не скрывать, ибо примечено, что он и сам о том доснаватца было начал и от размышлении в том больше б печали могло ему приключиться. Итако, зятю Вашему Джанбек-салтану з Байбеком и с протчими приказано было о том в Вашем печальном случае пристойным образом ему донести, токмо сего не объявлять, что он от Барака убит, но акиб натурально скончался. По таковом объявлении, сей случай он, Айчувак-салтан, притчя воли божеской, столь великодушно принял, как то всякому рассудительному человеку надлежит. И ныне обретается он без всякого уже сумнения благополучно, а особливо утешает себя тем, что у вас в орде народной порядок и Ваше благополучие помощию божиею паки возстановлены. Елико ж принадлежит до смены ево будущим летом Адил-салтаном, то ежель сие Вам и ему угодно, по желанию Вашему исполниться может, а между тем он будет здесь при мне неотлучно.

Впротчем, я Вас, высокопочтенную ханшу, со всеми Вашими детьми паки высочайшею е. и. в. милостию обнадеживаю и, поздравляя Вас с востановленным в ординских Ваших делах новым и добрым порядком, остаюсь с моим всегдашним к Вам доброжелательством и почтением е. и. в. тайный советник, ковалер и Оренбургской губернии губернатор.

Подлинное за подписанием и печатью реченного господина тайного советника и ковалера Неплюева.

Послано октября 23 дня 1748 г.

P. S. При сем по Вашему требованию отправил я к Вам известного Вам казачьего урядника Федора Найденова, которого Вы при себе чрез зиму удержать можете, а с первым вешним временем прошу ево возвратить со обстоятельным о всем известием. А орского атамана Смаила-муллу, ежель Вам нужды в нем нет, прошу отпустить сюда хотя чрез Гурьев-городок, ежель иначе приехать будет нельзя, яко зимою чрез тамошнее место сюда проехать ему способнее, а буде он Вам надобен, то и ево чрез зиму у себя удержать можете ж.

С помянутым Найденовым по Вашему ж желанию послал к Вам два ведра водки, которую здесь вместо кумыза пьют, которую желаю Вам во [416] здравие употреблять, а желал бы и пшеничной муки послать, только отдаление Ваше и наступающее зимнее время того не дозволило учинить.

Секретарь Иван Коптяжев
С отпуском читал канцелярист Андрей Портнягин.

АВПР, ф. 122, 1748-1749 гг., д. 8, лл. 19-20 об. Копия.


Комментарии

163. См. документ № 161.