№ 162

1748 г. октября 17 — Запись показаний батыра Байбека о положении в Малом жузе в связи с убийством хана Абулхаира и о переговорах султана Барака с джунгарами.

Сего октября 17 числа известной доброжелательной и верной киргизец Байбек-батыр, ис Киргис-кайсацкой орды в Оренбург приехал, словесно объявил, что Киргис-кайсацкая орда все в добром намерении и в верности находятся, и по выбору той же киргис-кайсацкой Средней и Меньшей орд-старшинами о пожаловании вместо Абулхаир-хана большаго сына ево Нурали-салтана в ханы посланы к е. и. в. как от ханши Пупая и от сына ее Нурали-салтана, так и ото всего киргис-кайсацкого народа всеподданнейшия прошении, и весь же народ единогласно к фамилии Абулхаир-хана зело склонны, и о смертии Абулхаир-хана сожалеют, и в отмщение всем же народом согласились Барак-салтана досмерти убить или совсем ево искоренить.

А он, Барак-салтан, с несколькими людьми, которые помогали ему Абулхаир-хана убить, ушол и находится ныне кочевьем своим в урочище Сарысу, которая в недальном разстоянии от границы зюнгорских калмык. Он же-де, Барак-салтан, отправил от себя нарочных киргисцов к зюнгорскому владельцу с тем, что он, Барак-салтан, ево неприятеля Абулхаир-хана досмерти убил и затем ему в Киргис-кайсацкой орде уже и жить невозможно, и для того б принел ево под свою протекцию и показал бы ему место, где кочевать. Токмо оные, Барак-салтана посланные, от зюнгорского владельца еще не возвратились, и с каким ответом оные посланные от зюнгорского владельца возвратятся, о том от детей Абулхаир-хана наведаться посланы в улусы Барак-салтана тайно шпионы.

А к зюнгорскому владельцу Нурали-салтан, с общаго согласия Киргис-кайсацкой орды старшин, послал посланца (с тем калмыком, [414] которой от зюнгорского владельца был прислан ко Абулхаир-хану посланцом) с таким объявлением, что отец ево Абулхаир-хан, убит досмерти от Барак-салтана, и киргис-кайсацкой Средней и Меньшей орд всем собранием выбрали главным ханом ево, Нурали-салтана, и о пожаловании в ханы послали к е. и. в. всеподданнейшее прошение, и до получения высокоповелительнаго е. и. в. указу главным ханом ево имяновать не будут. А ежели зюнгорской владелец пожелает жить с ними в миру, то и они, Киргис-кайсацкая орда, весьма желает жить спокоем.

А в самом деле как от Нурали-салтана и от Ирали-салтана и ото всех старшин своему посланному приказано, чтоб он наикрепчайше наведался с чем Барак-салтан к нему послал и что ево желание и на то, какой от зюнгорского владельца учинен ответ, а ежели можно достать случай, к тому же и время допустит, чтоб он требование Барак-салтана как можно провергал.

А какое было ему, Байбеку, от брегадира Тевкелева словесное наставление, и потому всякому в свое время изъяснять и истолковать, по подданнической ево верности прилежные свои труды прилагать и действительно исполнить усердно старался, о чем засвидетельствуют как ханши детей ее, так и Киргис-кайсацкой орды старшин к е. и. в. всеподданнейшия прошении и в письмах к тайному советнику и ковалеру, г-ну Неплюеву и ему, брегадиру Тевкелеву.

Канцелярист Василей Седов.

АВПР, ф. 122, 1748 г., д. 4, лл. 339-340 об.