№ 139

1747 г. июня 1 — Донесение оренбургского губернатора И. Неплюева Коллегии ин. дел об отношении казахского народа и старшин к хану Абулхаиру.

От 15 числа майя оной Гос. колл. доносил я о нынешних киргис-кайсацких состояниях, по отправлении ж оных 20 числа того ж посыланной от меня к известному Джанбек-тархану сакмарской казак возвратился, чрез котораго и с присланными от оного тархана людьми получил я письмо, с коего, також и с сказок помянутого казака и одного киргис-кайсаченина из Средней орды от Букенбай-батыря знатного ж и богатого тамошнего старшины прибывшего, ис ево, Букенбаева, письма ж при сем моем покорнейшем прилагаю копии 146.

Из оных сказок Гос. колл. изволит усмотреть, что я о худых Абулхаирхановых поступках и об опасности в феврале месяце сего году не напрасно мнил, но понеже киргис-кайсацкие лучшие старшины с ево, ханским, противным намерением согласиться не похотели и, как я в последних моих доносил, коварным ево внушениям не стали верить, то все ево злые умыслы к весне уничтожились, и народ по-видимому в лучшее состояние пришел, яко не только продерзостей от них здесь нигде ныне нет, но и на торг повсядневно и немалолюдными партиями с лошадьми, з баранами и с пушным их товаром приезжают и, надобные им товары у русских купцов выменивая, отъезжают с своим удовольствием, а притом по се число три уже партии и азиатских купцов, кашкарцов чрез Среднюю орду сюда прибыло, и ежели далее приезды их, таким образом, продолжатся, то можно надеяться, что торг и мена будет с ними против прежних годов с немалою прибавкою.

В предозначенном письме помянутые старшины между протчаго написали, якобы Абулхаир-хан имеющагося у него переводчика Араслана с горотчими пришлет сюда тогда, как от меня отправятся к нему посланцы (хотя реченной киргизец в скаске своей иную притчину, то есть партикулярную ево злобу показал), что может быть он, покрывая прежние свои умыслы, ныне им и внушает; того ради я, в отнятие всех ево вымыслов и отговорок, и на опыт разсудил, послать к нему, хану, с кратким моим письмом одною рус[с]кого казака чрез сына ево, Нуралея-салтана, объявя, что я по обещанию помянутого ево сына означенного переводчика с находящимися при нем людьми ожидаю, а как оного получу, то имеюсчихся здесь людей ево и калмыцкого посланца со обстоятельным на все ответом к нему, хану, отправлю, с котораго моего письма, також и с посланного к Нуралею-салтану при сем на разсмотрение прилагаю копии ж; впротчем, Гос. колл. из скаски приехавшаго казака изволит усмотреть, что вся ево ханская злоба и вымыслы коварные за сына, но ныне видя свою в том неудачу, а паче, что старшины и народ ево начали пренебрегать, на чем останется оное время вскоре покажет, что я, усматривая высочайшие интересы, наблюдать и Гос. колл. ин. дел доносить не премину.

Иван Неплюев.

АВПР, ф. 122, 1747 г., д. 3, лл. 136-137 об.


Комментарии

146. Дата получения.