№ 18

1718 г. января 10. — Письмо хана Каипа казанскому губернатору Петру Салтыкову о возобновлении мирных отношений с Россией 20.

Благопочтенным господам великородным боярам и казанским большим судьям Петру Самойловичу Салтыкову, Никите Алферевичу Кудрявцеву Казацкой орды владелец Каип-хан премного челом бьет.

Дай боже милости Вашей многолетное здравие и честности со всем Вашим праведным домом. Объявляю Вам, белой царь и великий государь, которого послал к нам от себя посланца Федора Жилина с товарыщи и з башкирцы с посланным и Вашим Тогунуром Култабаевым, к нашему ханству в добром здравии прибыли и от белого царя за золотою печатью листы привезли. И увидя тех, мы зело обрадовались, что великий государь в своем преславном царском превысоком пред толе бывает в добром божии сохранении, а потом и про Ваше боярское благородие здравие услыша, также обрадовались; а с великим государем и с Вами бояры всяково числа желаем вечной мир и союзно жить. А в том признак мне с Вами, чтоб с приятелем моим быть вам мирно и союзно и с неприятельми также жить в недружбе. И мне также с Вашими приятели жить в верном союзе, а неприятелями также в недружбе. И увидя такой наш мир и союз; другие наши приятели обрадовались, а неприятели так же опасались.

И о том я подписался своею рукою и припечатал своею печатью, и то видели Федор Жилин и з башкирцами и со всеми товарыщи.

Еще объявляю, что изволит великий государь указать воевать на контайшу и мы желаем на него ж, контайшу, воевать, и о том просим мы от великого государя многих ратных людей. И как прибудут от великого государя такие воинские люди в Ямышино озеро, которые ездят по соль из Тобольского, и в то время прислали б к нам наскоро ведомость, а в которой срок прикажут, и мы, которые у нас в руках воинские люди готовы будут, на такого на неприятеля своего ехать будем, а желаем от бога, чтоб их победить и раззорять.

Да еще доношу Вам же. В прошлом году Федора Жилина с товарыщи к Вам я от себя не отправлял для того, что калмыки, приехав; двожды наши улусы разоряли, и в тех улусах которой был Турсун-хан волею божиею умре, без него волосных людей управлять было некому и за таким случаем оного Жилина не отправлено, и от такого калмыцкого раззорения остальные уходцы прижались близ к Вашему владенью, и они бедные де и убогие люди, будет свой юрт около Вашего владения и будут такие раззорители попадутся вам в руки, и их прикажите казнить смертию без остатку, чтобы другим было неповадно, и о том мы ни в чем гневатца не будем.

А вышеписанной Тогунур Култабаев посланных Ваших к нам приводил в добром здоровье, оной же Тогунур [и] с ними посланцы назад к Вашей милости послан, а оного Тогунура Вам и нам службы есть, а жалованье ему воля Вашей милости, чтоб с другими его не верстали.

Назади того письма печать его, Каип-хана.

Секретарь диак Осип Протопопов.
Правил Федор Сухорев.

ЦГАДА, ф. 122, 1718 г., on. 2, д. 2, лл. 7 — об. 8. Копия.


Комментарии

20. Дата получения письма Казанской губернской канцелярией.