РАЗНЫЕ ХРОНИКИ

БЫЛА ЛИ ЧЕТВЕРТАЯ ПОПЫТКА ЗАХВАТА САМАРКАНДА БАБУРОМ?

В истории борьбы Захириддина Бабура за престол своих предков известны три даты захвата им Самарканда и его кратковременного правления в этом городе. Первый паз Бабур захватил Самарканд конце 1497 г., второй — в конце 1500 и третий — в конце 1511 г.

В «Истории Самарканда» написано, что после третьего захват Самарканда, пробыв в этом городе восемь месяцев, Захириддин Бабу «вынужден был бежать в Хисар, а позже, через некоторое время поел поражения иранских войск поп Гиждуваном, покинуть и Хисар, навсегда оставив Мавераннахр» 1. Это мнение до сего времени остается; общепринятым в нашей исторической литературе ввиду того, что фрагмента из «Бабур-наме», охватывающего период 915-924 г. х., не сохранилось.

В связи с этим нас заинтересовали сведения исторического первоисточника под названием *** («Разные хроники») из, фонда национального архива Афганистана в г. Кабуле (инв. № 135/8); Автор сочинения неизвестен. Судя по бумаге и палеографическим данным, произведение переписано в Индии предположительно в XVII начале XVIII в.

Название рукописи соответствует ее содержанию. В ней даны краткие сведения и даты восшествия на престол парей и тамошних правителей, их низложения, история походов одних государей против других, годы их женитьбы, даты строительства архитектурных памятников (мечетей, медресе), время ремонтных работ отдельных сооружений и т. д.

Рукопись хорошей сохранности, ее размеры 13 х 20 см, текстом заполнены и поля. Она написана тушью, заголовки — красными чернилами. Почерк — хороший настаълик. Переплет восточный, картонный.

В этой рукописи анонимный автор привел о Бабуре следующие сведения:


*** [23] ***

«... его превосходительство [Бабур] родился шестого месяца благородного мухаррама восемьсот восемьдесят восьмого года (15 февраля 1483 г. — А. М.).

Шестого Мухаррама родился он — правитель почтенный.

История рождения также определена шестого Мухаррама.

Попросили дать [ему] имя его сиятельства Ходжа Ахрара Ходжа Насируддина Убайдуллаха, (1404-1490. — А. М.) да осветит его тайну Всевышний. [Он] дал ему имя Захир-ад-дин Мухаммад. Так как произношение имени Захир-ад-дин Мухаммада было трудно на тюркском языке, [он] был назван также Бабуром.

Когда возраст его превосходительства Бабура достиг 12 лет, он стал падишахом. Дата этого события — 5 числа месяца Рамазана благородного, во вторник 899 года (10 июня 1494 г. — А. М.) в городе Андижане, столице Ферганской области.

В течение 11 лет [Бабур] вел в Мавераннахре предусмотрительную борьбу, которую описать и перечислить перо не в силах, с правителями [из дома] Чагатаидов, Тимуридов и Узбеков.

Мало кому из повелителей удалось достичь тех успехов в завоевании земель и городов, какие удались ему. И мало кто из повелителей [24]

Проявил столько доблести, отваги и стойкости, сколько проявил. Говорят, что дважды силой сабли он покорил Самарканд. И тогда когда ему стало трудно и невозможно оставаться в этой области, двумястами из своих людей, пешими и безоружными, он направился в Бадахшан и Кабул. После прибытия в Бадахшан, население, подвластное Хусрав-шаху, который являлся правителем этого места, все до пришло на служение к господину падишаху Бабуру.

Он [Хусрав-шах], оказавшись в безвыходном положении, то явился к господину падишаху, хотя в свое время он [Бабур] казни Байсунгар Мирзу и ослепил раскаленным железным стержнем Султан Масъуда Мирзу. Они оба были двоюродными братьями его превосходительства [Хусрав-шаха]. Однако во время скитания его превосходительства Бабура до прибытия во владение Хусрав шаха, он сумел смягчить его сердце и завоевать его расположение.

Господин падишах [Хусрав-шах], который представлял собой человека податливого и благородного, не стал вообще мстить, а ли приказал Бабуру забрать из своей казны, сколько пожелает [драгоценностей], и чтобы после этого Бабур отправился в Хорасан.

Он [Бабур] с пятью-шестью катарами муллов и верблюдов 2, нагрженными драгоценностями и золотыми изделиями, получив разрешен [Хусрав шаха], отправился в Хорасан, а затем господин падишах н правился в Кабул.

В это время Мухаммад Муким, сын Зу-н-нун Аргуна, отнял Кабул у Абдураззака Мирзы, сына Улугбека Мирзы, который был двоюродным братом господина падишаха. После многодневной осады на основ словесного общения Кабул был отдан слугам [воинам]господина пади шаха Бабура.

Прихватив свое имущество. [Бабур] благополучно дошел до Кандагара к своему брату Шахбеку 3.

Захват Кабула произошел в конце месяца раби ал-ахир (9 октября 1504 г. — А. М.).

В год 910, после того, как покорил Кандагар, господин падишах, прибыл в Хорасан к Баде аз-Заману Мирзе. После гибели Шахбекхана с помощью шаха Исмаила [он] завоевал Самарканд и 8 месяцев был повелителем всего Мавераннахра, он был разбит у Кули Малика Абдулла-ханом, после чего вернулся в Кабул.

Еще один раз вместе с Наджм-беком на подступах к крепости, Гиждуван Бабур воевал с узбеками. После убийства Наджм-бека Бабур вернулся в Кабул и мысли о захвате Мавераннахра предал забвению» (л. 130-140).


Описанные в этой рукописи события и упоминаемые лица в основном известны по «Бабур-наме», за исключением отдельных моментов; на которые мы хотим обратить внимание исследователей.

В этом отрывке упоминаются две битвы — под Кули-Маликом и Гиждуваном. Оба эти сражения и поражения Бабура подробно описан» в работе А. А. Семенова «Первые Шейбаниды и борьба за Мавераннахр» 4. Согласно сведениям многочисленных первоисточников, на которых основывается статья А. А. Семенова, битва под Кули Маликом, расположенного в тумане Хайрабад, состоялась в месяце сафар 918 г. х. (апрель — май 1512), после третьего захвата Самарканда Бабуром, когда он из этого города двинул свое сорокатысячное войско против трехтысячной армии Убайдуллы-хана 5.

Битва под Кули-Маликом кончилась для султана Бабура катастрофой — полным поражением его армии. Бабур бежал в Бухару, а на [25] другое утро в Самарканд. По словам А. А. Семенова, в этом городе он «оставался не больше одного дня и, забравши свою семью и домочадцев, бежал в Хисар» 6. Здесь он занялся укреплением Хисарской крепости и сбором сил для нового сражения с Убайдулла-ханом, с намерением четвертого захвата Самарканда. С этой целью он отправил посольство к наместнику иранского шаха — правителю Балха — Байрам-беку, прося оказать ему помощь. Байрам-бек послал Бабуру небольшой отряд в 300 человек. Разумеется, такая незначительная военная сила не устраивала Бабура. Он ждал большего. Иранский шах Исмаил, опасаясь вторжения узбеков в Хорасан, направляет на помощь Бабуру 60 тысяч кавалерии во главе с виднейшим и влиятельнейшим сановником, эмиром Наджм-и Сани 7, которого неизвестный автор «Таърихоти мутафаррика», как и персидский историк Хасан-бек Румлу, назвал просто «Наджм-бек».

Бабур и Наджм-и Сани встретились недалеко от термезской переправы (в ущелье Чекчек, называющемся также Железные ворота) 8.

После резни, устроенной в Каршах, Наджм-и Сани совещался с султаном Бабуром о дальнейших своих планах по захвату городов Мавераннахра. Бабур дал Наджм-и Сани о каждой крепости надлежащие сведения, сообщив, что из всех их он считает наиболее слабой Гиждуван. Союзники решили прежде всего овладеть Гиждуваном и близко лежавшей к нему Бухарой. «Эмир Наджм согласился с таким мнением и, переменив маршрут, направился со своими силами и силами Баб\'па на Гиждуван» 9.

Не останавливаясь на деталях сражения противоборствующих сторон под Гиждуваном, отметим, что эта битва упоминается и в Бабур-наме. В частности, описывая события 911 г. х. (1505-1506) и упоминая Сейид Хасана Оглакчи (сына Сейид Оглакчи, младшего брата Сейид Юсуф бека) Бабур отмечает: «В девятьсот семнадцатом году, когда я взял Самарканд, Сейид Хасан пришел ко мне; хотя он сочинял мало стихов, но сочинял хорошо. Он прекрасно знал астролябию и звезды, беседа и общение с ним также были приятным. Сейид Хасан был несколько буен во хмелю, погиб он под Гиждуваном» 10.

Из сказанного ясно, что Сейид Хасан, прибывший к Бабуру в Самарканд после бегства правителя, должен был следовать с ним до Хисара, а не присоединяться к иранским войскам и участвовать в битве на их стороне.

Согласно «Истории Самарканда», в битве под Гиждуваном принимали участие иранские войска; Бабур в это время сидел в Хисаре.

О годе этого сражения ничего не сказано, но из контекста следует вывод, что оно имело место сразу после бегства Бабура из Самарканда.

Согласно сведениям Васифи, битва под Гиждуваном имела место 20 числа месяца Зул-каъда 918 г. х. (20 августа 1512 г.). Главной целью этого сражения в случае победы Бабура и Наджм-и Сани был захват Самарканда. Последний намеревался «взять Самарканд, разрушить его до основания, вспахать это место, развести бахчу, и сбор с них арбузов и дынь посылать в подарок шаху» 11. Бабур имел намерение с помощью своего союзника захватить в четвертый раз Самарканд и восстановить империю Тимуридов.

Однако после разгрома сил союзников под Гиждуваном и убийства Наджм-и Сани, Бабур во второй раз бежал в Хисар. Собственные силы у Бабура, состоявшие из его джагатаев, по-видимому, были крайне ничтожны, и он в последний раз направился за Амударью.

Причина бегства Бабура в Кабул из-под Гиждувана заключалась в том, что его войска потерпели поражение в двух сражениях; его [26] союзник, военачальник иранской армии Наджм-и Сани был убит. Были убиты и другие приближенные Бабура, например, Сейид Хасан и еще и Кули-Малике — Мухаммед Мазид «тархан».

О времени этого события анонимный автор «Таърихоти мутафаррика» не пишет, но относит его к четвертой попытке захвата Самарка да Бабуром. Бабур в 917 г. х., как уже отмечалось, захватил Самарканд и процарствовал в нем 8 месяцев (по другим сведениям 6 месяцев). После оставления этого города для нового сражения надо был соответствующим образом подготовиться, и это сражение не мог произойти сразу же после третьего бегства из Самарканда и без участия Бабура, только силами иранских войск. Если бы для нового сражения было достаточно сил, Бабур не покинул бы Самарканд. Поэтому нам представляется, что сражение под Гиждуваном, т. е. четвертая попытка Бабура захватить Самарканд, имело место не в апрелем; 1512 г., а 20 августа, т. е. спустя 4-5 месяцев после третьего бегства Бабура из Самарканда. При этом Бабур в Хисаре побывал не один раз. В последние два раза он также побывал в Хисаре — и после третьего оставления города Самарканда, и после четвертой попытки неудачно захвата этого города.

По сведениям анонимного автора «Таърихоти мутафаррика» битве при Кули-Малике Бабуру противостоял Абдулла-хан. Что за личность, пока неизвестно. Бабур при описании события 911 г. (1505-1506) упоминает Абдуллах Султана, сына Буран-султана, который, «несмотря на свою молодость, служил Бабуру не плохо» 12. Этот Абдулла, возможно, как некоторые другие приближенные. Бабура, изменив ему, мог перейти на сторону его врагов и начать борьбу в качестве военачальника.

В лагере противников Бабура по имени Абдулла упоминается еще одно лицо — это авторитетный, по словам А. А. Семенова, в наро сейид, эмир Абдулла, по прозванию эмир-и Араб, прибывший в Буха из Сайрама и воодушевивший Убайдулла-хана на борьбу с Бабуром его союзниками 13.

Возможно и другое. Анонимный автор «Таърихоти мутафаррик или его переписчик в написании имени Абдуллы ошиблись, т. е. вместо Убайдулла — правителя Самарканда из шейбанидского дома, написали Абдулла, что вполне вероятно, судя по начертанию букв. В рукописи несколько строк с этим именем написаны на полях и из-за ограниченности места переписчик текст несколько «сжал».

Что касается других фактов, сообщаемых анонимным автором, то некоторые из них не совпадают со сведениями из «Бабур-наме». В частности, в этой рукописи написано, что двоюродные братья Хусрав-шаха — Байсунгар Мирза был убит, а Султан Масъуд Мирза был ослеплен Бабуром. По словам самого Бабура, «виновником того, что Султан Масъуд Мирзу ослепили иглой, а Байсункар Мирзу убили, был Вали» 14, младший единоутробный брат Хусрав-шаха. В другом мест убийство Байсункар Мирзы он приписывает самому Хусрав-шаху 15 Очевидно, уточнение этого случая и имени виновника требует дополнительных сведений из других источников.

Об огромной помощи Хусрав-шаха беглецу Бабуру, который явился к нему с двумястами пешими и безоружными людьми, в «Бабур-наме» почти никаких подробностей не приведено. Наоборот, Бабур пишет что Хусрав-шах, «увез с собой все, что он может увезти. Нагрузив три четыре каравана мулов и верблюдов дорогими камнями, золотом, серебром и драгоценностями, он увез все это» 16. Оценка личности и способности Хусрав-шаха, как правителя, у Бабура двоякая. Он его цена видел, называл «злополучным и неблагодарным человеком» и в то же [27] время не отрицал его щедрости. Например, Бабур, пишет: «Угощений кто. были хороши; как и его щедрость, несмотря на тюркское происхождение. Он был большой стяжатель, но так же, как и приобретал, также хорошо тратил» 17.

В доказательство своих слов Бабур так описал щедрость Хусрав-шаха по отношению к разбитому своим отцом сыну Султана Хусейна Мирзы — Бади аз-Заман Мирзе: Хусрав-шах «помог Мирзе и тем, кто с ним был, таким множеством коней, верблюдов, шатров и палаток и вообще военного снаряжения, что видевшие это говорили, будто между прежним снаряжением и этим снаряжением различие только в золотой и серебряной утвари» 18.

Противоречивые сообщения Бабура о некоторых фактах, несовпадение их со сведениями из «Таърихоти мутафаррика» требуют специального исследования и сопоставления приводимых сведений с другими первоисточниками.

Отметим, что дата третьего захвата Самарканда Бабуром — 917 г. х. была выбита и под текстом его собственноручной надписи на камне, которая была обнаружена нами в 1953 г. у того места на которое Бабур указывал в своих мемуарах (у родника Шорох, на окраине кишлака Оббурдон в Матче). Но в «Бабур-наме» время пребывания в Матче и оставления этой надписи Бабур относит к 907 г. х. Причина ошибки Бабура при датировке своих деяний, в частности, оставлении этой надписи, заключается в том, что он писал свои мемуары много лет спустя, после бурных событий жизни в далекой Индии 19. Дневник же о своей насыщенной событиями жизни, по нашему мнению, он вряд ли вел.

Из всего сказанного следует вывод, что Бабур с целью захвата тимуридского престола в Самарканде совершил четыре похода. Сведения из «Таърихоти мутафаррика» свидетельствуют о четвертном походе Бабура на Самарканд, и вместе с ранее обнаруженной надписью Бабура на камне они могут служить ценным дополнением к «Бабур-наме», в которой нет описания событий этих лет. Разумеется, отдельные детали вышеописанных событий могут быть уточнены по мере нахождения новых материалов из еще неизученных или недостаточно изученных исторических источников.

Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН Таджикской ССР

Февраль 1990 г.


Комментарии

1. История Самарканда. — Ташкент, 1969. — Кн. 1. — С. 258

2. Катар — цепь верблюдов, соединенных вместе и идущих друг за другом гуськом; число животных в одном катаре колеблется от 10 до 100. См.: Мухаммед Юсуф Мунши. Мукимханская история / Перев. с таяж., предясл., примеч. и указ. проф. А. А. Семенова. — Ташкент: Изд-во АН УзССР. 1956. — С. 260.

3. Бабур о Шахбеке написал, что он сын Зу-н-Нун бека. См.: Бабур-наме. — Ташкент, 1958. — С. 72.

4. См.: Семенов А. А. Первые Шейбаниды и борьба за Мавераннахр / Труды АН ТаджССР. - Т. XII. — Душанбе, 1954. — С. 127-140.

5. Там же. — С. 128-129.

6. Семенов А. А. Указ. раб. — С. 128.

7. Там же. — С. 135.

8. Там же. — С. 131.

9. Там же. — С. 133-135.

10. Бабур-наме — С. 203.

11. Семенов А. А. Указ. раб. — С. 137-138.

12. Бабур-наме — С. 196.

13. См.: Семенов А. А. Указ. раб. — С. 137.

14. Бабур-наме — С. 42.

15. Там же. — С. 84.

16. Там же. — С. 148.

17. Бабур-наме — С. 41.

18. Там же. — С. 56.

19. Мухтаров А. Эпиграфические памятники Кухистана (XI-XIX вв.). Душанбе: Дониш, 1978,С. 85-93.

(пер. А. Мухтарова)
Текст воспроизведен по изданию: Была ли четвертая попытка захвата Самарканда Бабуром // Известия Академии наук Таджикской ССР. Серия: востоковедение, история, филология, № 3 (19). 1990

© текст - Мухтаров А. 1990
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© АН ТаджССР. 1990