ЗИМОВКА КАБИНСКОГО ПЕРЕДОВОГО ОТРЯДА В ЗИМУ 1882-1883 ГОДОВ.

Желая познакомить читателей с условиями пограничной службы западо-сибирских войск и избирая с этой целью зимовку кабинского передового отряда, считаем не лишним сказать несколько слов о месте расположения отряда, а также о тех причинах, на основании которых отряд был оставлен на зимовку на границе.

Самое название отряда отчасти уж определяет место его расположения. Пограничная с Китаем полоса, идущая по р. Кабе, приток Черного Иртыша, наблюдалась обыкновенно нашими отрядами летом, как в видах устранения столкновений русских и китайских подданных киргизов, так и вообще для большого порядка на границе; с окончанием же кочевок и с уходом киргизов на зимние стоянки отряды, по обыкновению, снимались.

Летом же 1882 года, разграничение, вызванное уступкою Кульджи, за неприбытием китайских комисаров, как известно, не производилось, а потому кочующие в пограничной местности киргизы остались на зиму 1882-1883 годов в неопределенном положении относительно будущего своего подданства — китайцам или России. Понятно, что значительная часть киргизов, желая и надеясь на будущее подданство России, выказывала явное расположение стоявшим на границе русским войскам и тем навлекла на себя ненависть китайских киргизов. Вот это-то и послужило поводом, во избежание беспорядков на границе, к ходатайству киргизов об оставлении отряда на р. Кабе до проведения границы, отложенной на лето будущего года.

Русские власти, найдя возможным исполнить эту просьбу, разрешили оставить отряд зимовать, с приисканием ему удобнейшего места для зимовки. Место это было избрано при одном из трех (правом) рукавов р. Кабы, в десяти верстах от р. Черного Иртыша. [115] В состав отряда должны были войти: рота и сотня казаков с двумя ракетными станками.

По недостатку времени для устройства деревянных помещений для отряда, пришлось остановиться на размещении людей по юртам. Юрта — летнее, а иногда и зимнее жилище киргиза — составляется из жердей и кошмы. Для нижней части юрты, приблизительно не выше роста человека, ставится правильным кругом решетка; для верхней же, подобной полушарию, употребляются изогнутые жерди, привязанные с одного конца к решетке и укрепленные другим концом в деревянное кольцо в вершине юрты, составляющее отверстие для света и для выхода дыма от костра, которым согревается юрта. Все это покрывается кошмой, за исключением прорезанной в решетке двери.

Подобное устройство юрты неудобно при суровой зиме, а потому пришлось каждую из них, для сбережения тепла, накрыть двумя рядами кошмы, а снизу обнести двойным плетнем, с забивкою промежутков землею. Входные двери юрт укрыты были от ветра и заносов тамбурами из плетня. Для согревания воздуха внутри юрт устроены были глинобитные печи, аршина полтора в длину и около аршина в вышину, с железными, пропущенными через отверстие вверху трубами. Такие немудреные устройством печи, тем не менее, по истечении пяти часов после их топки, давали от 12-ти до 16-ти градусов тепла по Реомюру, так что люди могли спать раздевшись и только утром ощущалась вновь необходимость в топке. Свет в юрты проникал чрез рамы, вставленные в боковых прорезах. В таких юртах размещались по шести нижних чинов, с приспособлением им для сна особых нар с подстилкой из кошмы.

Хлебопекарни, кухни и цейхгаузы частью помещены были в бараках с обмазкой плетневых стен глиной. Таким же способом устроен и манеж для строевых учений. Казачьи лошади, привыкшие в киргизских табунах ко всем невзгодам, с удобством размещались под навесом плетня.

Несколько труднее было устроить лазарет, где нужно было поддерживать всегда известную и более высокую температуру, но, тем не менее, в трех лазаретных юртах, при особо тщательном но вышесказанному способу устройстве, можно было поддержать 18° тепла.

Состоящие в отряде офицеры размещались также в юртах.

Вместе с устройством жилья, с соблюдением возможных гигиенических условий, начальство озаботилось улучшить пищу солдат [116] увеличением дачи мяса (по полуфунту каждому), что можно было исполнить без особого расхода для казны, в виду того, что скот в окрестностях отряда можно было покупать значительно дешевле, чем в Зайсане (постоянные квартиры частей).

Итак, в короткий промежуток времени, до наступления морозов, отряд успел устроиться удобно и тепло. Тем не менее, зимовка эта для солдат и офицеров показалась веком; да иначе и быть не могло: тяжело провести долгие зимние месяцы вдали от населенных русских пунктов, имея развлечением только зимние занятия, да в качестве соседей несколько аулов из киргизов, язык которых большинству не известен...

Капитан Кисель.

Текст воспроизведен по изданию: Зимовка кабинского передового отряда в зиму 1882-1883 годов // Военный сборник, № 3. 1885

© текст - Кисель ?. ?. 1885
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военный сборник. 1885