№ 4

26 января. 1880 г.
г. Шахрисябз.
«Экстренный».

Занятое очень положением дел в Чар-Вилойяте и предприятием Абдуррахман-хана, бухарское правительство, очевидно, не отрешается от планов или, в случае неудачи сардара, воспользоваться предложениями Гулям Хайдар-хана присоединить, с разрешения, Чар-Вилойят, или же, в случае успеха, истолковать таковой своим активным участием, приобрести тем расположение на севере и признательность на юге Абдуррахман-хана.

Осторожно, осмотрительно, стремясь к выполнению плана вмешательства в дела Северного Афганистана путем легальным, путем все ожидаемого совета (солах) господина туркестанского генерал-губернатора, эмирское правительство истолковывает теперь свои стремления другим предлогом, предлогом мрачного признака опасности для бухарских владений от присутствия в Кундузе известного Сары-хана (бывший правитель Куляба), подготовляющего, как будто бы по указаниям англичан, дело мятежного Катта-Тюре, имеющего якобы прибыть из Кабула (Так истолковываемая цель прибытия в Кундуз Сары-хана разведками не подтверждается пока, как будет подробно уяснено журналом (прим. док.).).

Мне пришлось заслышать об этом вторично от Рахматулла-мирахура, который в сегодняшний утренний визит ко мне [45] повел речь так: «Хазрат озабочен получить разрешение господина туркестанского генерал-губернатора приготовить, как будто к движению, войска в Куляб, чтобы заставить тем Султан Мурада Кундузского выдать опасного Сарыбека. Такая забота настоятельной является теперь, во-первых, потому, что Султан Кундузский, отложившись от Чар-Вилойята (Это - верно (прим. док.).), отказал в требовании Гулям Хайдар-хана выдать Сарыбека, заявив, что Сарыбек прислан англичанами; во-вторых, и потому, что демонстрация дала бы теперь двойной результат: побудила бы Султан Мурада и помогла бы очень делу Абдуррахман-хана, которому Султан Кундузский уже заявил несочувствие. По мнению хазрата, - продолжал мирахур, — одно приготовление к движению отряда в Куляб подействовало бы на Султан Мурада для наших целей заполучить Сарыбека и в пользу дела Абдуррахман-хана, так как демонстрация наша была бы истолкована в Чар-Вилойяте намерением активно поддержать претендента. Не предпринимая теперь ничего в военных операциях до получения совета по высказанному хазратом взгляду, джаноби-али находит своевременным, ввиду занятия Абдуррахман-ханом Рустака, отправить Султан Мураду письмо-требование выдачи Сарыбека с пояснением, что в случае отказа будет дана поддержка Абдуррахман-хану. Было бы хорошо, как думает хазрат, если бы и ваш человек поехал в Кундуз с нашим человеком. Во всяком случае, желательно знать предварительно Ваше мнение», - закончил мирахур.

Обещав довести до сведения господина Туркестанского генерал-губернатора заслушанные взгляды и предположения эмирского правительства, я высказался, что на дело сардара Абдуррахман-хана следует смотреть как на его личное дело, которому ни пассивных, ни активных влияний не требуется, поэтому современный и последующий ход событий в Чар-Вилойяте не должен озабочивать бухарское правительство до времени, когда совет господина генерал-губернатора, по ходу дел, окажется необходимым.

Повторив раньше высказанное мирахуру, что угроза пассивная иногда приводит к печальным последствиям неисполнения требования и ослабления влияния на лицо ответственное, я старался уяснить, что если уже опасение за Сары-хана велико, небеспричинно и посылка требования Султан Мураду признается необходимой (По словам мирахура, ранее бухарское правительство не имело сношений с Султаном Кундузским (прим. док.).), то письмо не должно содержать в себе ни угроз отрядом, ни намека на дело афганского сардара.

По-видимому мирахур понял совершенно мои разъяснения, [46] удовлетворился взглядом на проект требования Султан Мураду, не удивился и решительному отказу моему послать одновременно в Кундуз своего человека.

Капитан Арендаренко
26 января 1880 г.
г. Шахрисябз.

На препроводительном рапорте к журналу имеется резолюция: «Сообщить капитану А[рендаренко], что взгляд, высказанный им Рахматулле-мирахуру, правилен».

29 января 1880 г.
Кауфман.

Д. 451, лл. 52-55.