ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Документы, относящиеся до переговоров между Россией и Англией по делам Средней Азии.

 № 1.

От Графа Гранвилля Лорду Лофтусу.

Foreign Office, 17 октября 1872.

Правительство Ее Величества еще не получило от с.-петербургского Кабинета донесения, которое Генералу Кауфману уже давно поручено было составить относительно стран на юге от Оксуса, на каковые правитель Афганистана предъявляет притязания, как на свои наследственные владения.

Правительство Ее Величества ожидало сообщения этого в полной уверенности, что беспристрастные исследования, произведенные этим достойнейшим офицером, подтвердят его собственный взгляд на это дело и дадут обоим Правительствам возможность придти к скорому и окончательному решению по вопросу, который столь долго служил предметом их обсуждения. Но, так как ожидаемое сообщение ему еще не доставлено, а Правительство Ее Величества признает таковое существенным, как для поддержания мира и спокойствия в Средней Азии, так и для устранения всяких поводов к недоразумениям между ним и Императорским Кабинетом, то я не хочу долее откладывать сообщения сему Кабинету, чрез посредство Вашего Прев-ства, заключений, к которым Правительство Ее Величества пришло, вследствие внимательной оценки всех имеющихся в распоряжении его свидетельств.

Таким образом, по мнению Правительства Ее Величества, права Эмира Кабульского (Шир-Али) на владение территориями по Оксусу до Ходжа-Салеха вполне доказаны, и оно полагает, что Эмир, как сообщено было ему чрез посредство индийского Правительства, имел бы право защищать эти территории, в случае нападения на оные. С другой стороны, представители власти Ее Величества в Индии заявили о своей решимости обращаться к Эмиру с настойчивыми представлениями в случае, если бы он обнаружил намерение переступить за означенные пределы своего государства.

До сих пор Эмир обнаруживал полную готовность следовать данным ему Правительством Индии указаниям и охотно усвоил мирную политику, которой ему советовали держаться, так как индийское Правительство имело возможность присовокупить к своим советам и уверение в том, что неприкосновенность территории Афганистана будет равным образом уважаема и странами, лежащими вне его границ и подчиняющимися влиянию России. Эта столь счастливо установленная политика дала уже самые благотворные результаты, выразившиеся в водворении мира в странах, где таковой уже давно был неведом.

Правительство Ее Величества Королевы полагает, что, открыто признав, с своей стороны, права Эмира Кабульского на территории, которые он признает своими, которые сама Бухара считает ему принадлежащими и каковые, согласно всем предъявленным до сих пор свидетельствам, действительно состоят ныне в его [5] владении, Россия могла бы оказать в настоящее время британскому Правительству свое содействие к упрочению, насколько это в человеческих силах, мира и благосостояния в этих краях и к устранению этим способом навсегда всяких поводов к тревогам и к недоверию между Англиею и Россиею по поводу их обоюдной политики в Азии.

Для более полного ознакомления Вашего Прев-ства, я сообщаю Вам нижеследующее описание территорий и границ, которые Правительство Ее Величества Королевы считает вполне принадлежащими Эмиру Кабульскому:

1) Бадахшан с зависящим от него округом Ваханом, начиная от Сарыкуля (озера Ууда) на востоке до слияния Кокчи с Оксусом (Пенджа), образующим северную границу означенной афганской провинции на всем ее протяжении.

2) Афганский Туркестан, заключающий округа: Кундуз, Хульм и Балх, северною границею которого служило бы течение Оксуса от впадения в него Кокчи до поста Ходжа-Салеха включительно, на большой дороге из Бухары в Балх. Эмир Афганский не может заявлять никаких притязаний на левый берег Оксуса ниже Ходжа-Салеха.

3) Внутренние округа: Акча, Сарыпуль, Меймене, Шиберган и Андхой, последний из которых составляет крайнее пограничное афганское владение на северо-западе, так как простирающаяся далее степь принадлежит независимым туркменским племенам.

4) Западная граница Афганистана между округами, находящимися в зависимости от Герата, и персидскою провинциею Хорассаном хорошо известна, и в определении ее не представляется здесь надобности.

Ваше Прев-ство передадите копию с настоящей депеши русскому Министру Иностранных Дел.

Гранвилль.