81.

Командующий войск. Оренб. окр. Военному министру; 30 марта 1866 г. №:217. Оренбург. (Секретно).

(Пометка: «13 апреля 1866 г.»)

Воен.-учен. арх. Отд. 11, № 6802.

В дополнение рапорта моего от 24 марта за № 212, сообщая при сем Вашему Пр-ству в копии рапорт начальника штаба войск Туркестанской области от 7 марта №1117, имею честь довести до Вашего сведения, что относительно ускорения выступления войск, предназначенных к отправлению в Туркестанскую область, мною сделаны следующие распоряжения.

1) Стрелковая рота 3 батальона 148 пехотного Каспийского полка будет отправлена из Орска в форт № 1 на верблюдах, согласно прилагаемого маршрута, между 5-8 апреля. При этом в маршруте день выступления оной не обозначен, так как это находится в зависимости от времени, к которому будут собраны верблюды.

2) Одновременно со стрелковою ротою, тотчас по изготовлении к походу, выступят из Орска в форт № 1-й 2 роты того-же батальона со штабом форсированным маршем, но пешими, по прилагаемому маршруту, причем дневки назначены лишь в Карабутакском форте и в Уральском укреплении.

В состав этих трех рот будут выбраны из батальона люди, совершенно здоровые и вполне обмундированные.

Что касается остальных 2 рот 3 батальона 148 пехотного Каспийского и 3-го батальона 147 пехотного Самарского полков, а также пешего № 1 казачьего батальона, то отправить их ранее назначенных сроков (20 апреля из Орска и 25, 27 и 29 апреля и 1 мая из Оренбурга) нет никакой возможности, как по причине распутицы, так и потому, что хозяйственная часть первых 2 батальонов, вследствие позднего отпуска Казанским окружным интендантством предметов вещевого довольствия, не может быть прежде упомянутых сроков приведена в порядок.

Равным образом, я нашел невозможным отправить из Орска весь Каспийский батальон на верблюдах, по той, [137] главным образом, причине, что наряд для этого до 800 верблюдов, с платою за каждого лишь по 6 р. в месяц, составляет для киргиз в высшей степени тяжелый налог, причем в подобных случаях значительная часть верблюдов гибнет в степи, в особенности при недостатке кормов; следовательно, прибегая постоянно к подобной мере, можно довести киргиз до совершенного разорения и до того положения, в котором находятся ныне башкиры, разоренные преимущественно такого рода распоряжениями. А потому я признал необходимым плату за 160 верблюдов, под своз стрелковой роты до форта № 1, увеличить до 10 рублей за каждого.

Вместе с сим, имею честь уведомить Ваше Пр-ство, что ген. Романовским, как сообщил он мне в письме от 11 марта из форта № 1, вследствие данных ему от меня приказаний еще при проезде его через Оренбург, передвинуты уже из форта № 1 в Ташкент две роты 5 батальона, и что из форта Перовский будет им отправлена туда еще часть 2-го батальона. Такое ослабление войск правого фланга я нашел возможным потому, что прямые сведения, дошедшие до меня из Хивы убеждают в полном нежелании Хивинского хана содействовать эмиру, что и подтверждается приходом значительного каравана из Хивы в наши пределы. Вследствие сего, мною будет предложено коменданту форта № 1, по прибытии в форт стрелковой роты 3 батальона Каспийского полка, остальные 2 роты 5 батальона немедленно отправить в Ташкент; а с приходом 2-х рот Каспийского батальона, оставив одну со штабом во вверенном ему форте, другую перевести в форт № 2, а находящуюся в сем последнем форте роту 5 батальона будет предписано коменданту того форта двинуть тоже в Ташкент.

В заключение обязываюсь присовокупить, что расход по передвижению стрелковой роты на верблюдах, будет отнесен на 25.000 руб., ассигнованных на высылку степных отрядов.

Подпись: ген.-адъют. Крыжановский.

Резолюция: «Доложено Его величеству. 12 апреля 1866 год.»