58.

И. д. военного губернатора Туркест. обл. командующему войск. Оренб. окр.; 11 марта 1866 г. № 12. (Секретно).

(Пометка: «получ. 31 марта 1866 г.)

Турк. окр арх. 1866 г. № 12. Шт. Оренб. корп.

Милостивый государь, Николай Андреевич!

Затрудняюсь выразить Вашему Пр-ству все ужасы, испытанные нами при переходе от Оренбурга до форта № 1-го. Невзгоды природы соперничали с неисправностями местной администрации. В сем последнем отношении обращает на себя особое внимание дистанция от Карабутака до Джулюса. На этом пространстве на весьма многих станциях мы не только не находили лошадей и должны были ехать на тощих верблюдах, но на станциях не оказывалось даже клочка сена, чтобы развести огонь и хоть немного отогреться от холодов, доходивших до 20° мороза. О дровах и камышах на таких станциях и мечтать конечно было невозможно. Одним словом, ехавши день и ночь, мы успели добраться едва в 12 суток. Переезд этот был тяжел и для меня, а потому можно судить, каков он был для моих спутников, из которых каждый переболел по несколько раз.

Из сказанного Ваше Пр-ство конечно сами изволите заключить о необходимости скорейшего назначения войскового старшины Бородина начальником сообщения Оренбурга с Ташкентом. Едва-ли в Уральском войске могут найтись столь важные дела, которые могли-бы замедлить назначение такого надежного на это дело человека, а вместе с тем замедлить и скорейшее исправление самых недостатков сообщения, что в настоящее время так необходимо. Кроме того, считаю долгом теперь-же всепокорнейше просить Ваше Пр-ство, назначить хотя-бы половину из имеющихся в Вашем распоряжении свободных 14 тыс. руб. на устранение в Орско-Казалинском тракте более вопиющих недостатков, а именно: на постройку двух или трех порядочных станционных домиков на пространстве от форта № 1 до укрепления Уральского и одного или двух от Уральского укрепления до Кара-бутака и на скорейшее вполне справедливое вспомоществование тем содержателям станций, которые пострадали не чрез свою вину, а от страшных [102] буранов, бывших в нынешнюю зиму и каких не запомнят старожилы. Вместе с тем позвольте просить не забыть при этом и самого войскового старшину Бородина, который человек бедный и которому при предстоящей командировке предстоят расходы немалые.

Как не важны сами по себе те предположения, которым начало даете Ваше Пр-ство чрез командирование подполковника Сергеева, но во всяком случае они важны в видах будущего развития края, а можно-ли ожидать развития при таком состоянии сообщения, при котором едущие по Высочайшему повелению на курьерских проезжают в сутки по 30 верст. Смею уверить Ваше Пр-ство, что всякое назначение Вами средств на улучшение дороги будет истинным благодеянием для тех, кого судьба приведет на здешний тяжелый путь и что вообще улучшением сообщения Оренбурга с Сыр-Дарьею Ваше Пр-ство создадите себе надежный памятник.

В настоящее время Вы уже изволите иметь донесение генерала Черняева, которое везет шт.-капит. Деннет, а потому изволите знать, что положение дел в Ташкенте ни в каком отношении нельзя считать удовлетворительным. Некоторые сведения, здесь мною полученные по тому-же предмету, также не успокаивают относительно будущего. Майором Юнием открыты и, разумеется, насколько от него зависело, тотчас-же уничтожены попытки бухарцев делать в наших пределах заготовления лошадей и оружия. Попытки, очевидно свидетельствующие о намерении эмира упорствовать. Очевидна, следовательно, необходимость для нас озаботиться теперь-же возможным усилением наших боевых средств в Ташкенте.

В этих видах, по взаимному соглашению с майором Юнием, которого честную энергическую службу не нахожу слов достаточно похвалить, делаю распоряжение о немедленном направлении двух рот 5 батальона в Ташкент и предполагаю сделать подобное же распоряжение в фор. Перовском, если конечно уже не взяты оттуда Черняевым все свободные войска и если притом не получу более успокоительных известий из Ташкента. Вместе с тем предполагаю, и конечно тоже лишь в случае надобности, проезжая Чимкент, послать эстафету генералу Колпаковскому о немедленном оказании того содействия, которое, как Вам известно, назначено. Но само собою разумеется, что делая все эти от меня зависящие распоряжения по усилению Ташкентского отряда, я главные мои упования по этому столь необходимому [103] делу возлагаю на Вас. Вы сами изволите видеть, как нужны здесь те войска, которые назначены в прошлом году на усиление войск Туркестанской области, а потому вполне уверен, что все сделаете к скорейшему прибытию их по назначению. При этом считаю долгом с полною откровенностью доложить Вам, что опасений Оренбургского штаба относительно трудности раннего весеннего передвижения войск по степям не могу разделять. Как ни плоха теперешняя дорога от Орска до форта № 1, во всяком случае она хорошо известна, на ней есть везде колодцы, бураны с половины марта кончаются, и реки серьезных препятствий для переправ не представляют, а потому опасение штаба при раннем передвижении войск случайностей, бывших в 1839 году в походе графа Перовского, немыслимы. Во всяком случае, позвольте всепокорнейше просить о немедленной высылке из Орска в форт № 1 небольших команд от рот 3 батальона 148 Каспийского пехотного полка, примерно человек по 20, которых прибытие сюда не позже конца апреля совершенно необходимо, так как в противном случае назначенный Вами к оставлению в форте №1 Каспийский батальон останется без огородов и вообще, без этого предварительного распоряжения, в устройстве своего хозяйства будет крайне затруднен.

Кроме этих главнейших необходимостей и распоряжений; о которых считаю долгом теперь-же безотлагательно довести до сведения Вашего Пр-ства, не мало и разных других хлопот и затруднений встретил я на первом-же шагу. Но так как в общих чертах они Вам уже известны, а для устранения их пока оказываются средства на месте, то и утомлять Вашего внимания рассказом о них не буду. Позволю-же себе в этом отношении обеспокоить Вас просьбой о наблюдении за скорейшей высылкой чашечек к патронам, так как при совершенном их здесь неимении и самое нарезное оружие остается бесполезным.

Хотя по сведениям, имеющимся у коменданта форта № 1 чашечки и отправлены в весьма значительном количестве, как для войск, расположенных в Ташкенте, так и для войск Сыр-Дарьинских фортов, но где находится в настоящее время транспорт — неизвестно. Не трудно представить себе затруднения в Ташкенте, если и там подобный недостаток существует. Не изволите-ли признать полезным командировать немедленно кого-либо из смышленных туземцев отыскать транспорт и доставить хотя часть посланных чашечек на почтовых. [104]

Прошу извинения Вашего Пр-ства, если письмо мое не отличается успокоительным духом, и если в просьбах коих я покажусь быть может слишком настойчивым, но Вам так же дорого скорейшее улучшение здесь дел, как и мне, а потому надеюсь, что Вы меня не осудите и позволите быть с Вами на будущее время так же откровенным, как я был в этом письме.

С глубоким уважением и искреннею преданностью имею честь быть Вашего Пр-ства покорный слуга.

Подпись: Д. Романовский.

Резолюция: «В доклад. Сообщить выдержку Военному министру; приказание передано словесно. 23 марта.»