129.

И. д. Оренбург, ген.-губернатора Военному министру; 10 апреля 1866 г. № 3403. (Копия с копии.)

С.-Петерб. Гл. арх. М. И. Д. Аз. деп. 1866 г. № 1, (1-6).

Управляющий туземным населением левого фланга Туркестанской области от 9 прошлого февраля за № 43 довел до сведения Оренбургского генерал-губернатора, что заявившие свое подданство России рода Бурукчи манапы Шамень, Кодак, Байтэле, Джаманак, в числе тысячи юрт, о чем известно уже Вашему Высокопр-ству из рапорта ген.-адъют. Крыжановского от 21 ноября за № 1640, принадлежат главным образом к роду Исенкул, происходящему от одного из наибольших кара-киргизских родов Сары-багиш.

Род этот кочевал первоначально на Нарыне, близ Куртки, но потом, вследствие бывших в Коканском ханстве беспорядков, передвинулся на реку Джумгал, и отсюда услышав об успехах русского оружия, о смерти муллы Алимкула, бывшего также из рода кара-киргиз, и о падении Ташкента, а также о совершенно спокойной жизни здешних кочевников, поспешил заявить и свое подданство России, прося вместе с тем разрешения перекочевать на реку Кашкара.

А как, по объявлении ими желания вступить в число подданных России, оставаться в пределах ханства для них было уже не вполне безопасно, то упомянутым манапам и было разрешено перейти на испрошенные ими места, тем более, что последния никем не были заняты. При этом им предложено, чтобы они вели жизнь тихую, занимались своим хозяйством и не производили баранты, воровства, грабежей караванов и т. п. преступлений, по получении-же разрешения на принятие их в подданство, вносили ежегодно установленную подать и отбывали, в случае надобности, и подводную повинность.

Джумгал впадает в Нарын, а Кашкара в верховья Чу. Обе эти реки обозначены на карте Киргизской степи, изданной полковником Полторацким и подполк. Ильиным.

Донося о вышеизложенном, управляющий населением испрашивает распоряжения, возможно-ли на будущее время, [215] при новых заявлениях киргизами подданства, дозволять им перекочевку в наши пределы до получения надлежащего разрешения, присовокупляя, что такое дозволение вызывается необходимостью, ибо, в противном случае, заявившие подданство, оставаясь в пределах коканцев, неминуемо, должны будут подвергаться всевозможным притеснениям последних.

Имя честь довести о вышеизложенном до сведения Вашего Высокопр-ства, в дополнение к рапорту за № 1640, долгом считаю присовокупить, что управляющий Туркестанскою областью поставлен мною вместе с сим в известность, что, согласно Высочайшей воле, принимать в русское подданство киргиз, можно лишь не иначе, как по испрошениии Высочайшего соизволения и притом таких киргиз или сартов, которые живут в пределах занимаемой нами территории, но отнюдь не живущих вне оной, ибо, в противном случае, защита их от нападений и разного рода стеснений, делаемых со стороны азиатцев, представлялась-бы крайне затруднительною.