ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

История Туркменской ССР пока еще не составлена и находится в процессе разработки. Многочисленная литература, освещающая различные вопросы по истории средне-азиатских народов не дает сколько-нибудь полного представления о туркменском народе. Это объясняется тем, что Туркмения до Октябрьской революции не была самостоятельным государством, а лишь частями входила в состав других государств. Поэтому исторические данные о туркменах, опубликованные в печати, носят отрывочный характер и находят свое отражение главным образом лишь в связи с историей какого-либо другого народа (Хива, Бухара, Иран и т. д. ). В этом состоит основная трудность при разработке истории Туркмении, ибо предварительно требуется большая и кропотливая работа по собиранию материалов и документов, относящихся непосредственно к туркменскому народу. Между тем даже наличие далеко не полных опубликованных сведений о туркменах показывает, какой большой интерес представляет история туркменского народа, как по древности его происхождения, так и по важности многочисленных исторический событий.

Но особенно большой интерес представляет история Туркмении за последние ХIХ-ХХ вв. В это время произошел сложный процесс вхождения туркмен в состав русского государства. В этот же период под влиянием русского народа было положено начало хозяйственному и культурному подъему среди туркмен, возникновению революционных организаций и развитию революционного движения, закончившегося победой социалистической революции и образованием Туркменской Советской Социалистической Республики.

Многочисленные документы, хранящиеся в различных архивных учреждениях Советского Союза, говорят об очень важных, представляющих большой исторический интерес, событиях, происходивших в этот период в Туркмении, и дают полную возможность всесторонне документально осветить историю Туркмении за последние два столетия.

На фоне истории Туркмении ХIХ-ХХ вв. с особой яркостью выступает руководящая и организующая роль партии большевиков, начавшей свою деятельность в Туркмении с начала XX века.

Большевизм связал Туркмению с общерусским революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией и привел туркменский народ к национальной [4] независимости, к братскому содружеству в едином многонациональном Советском Союзе, и полной победе социализма.

Таким образом история Туркмении за XIX-ХХ вв. тесно связана с историей русского народа, с революционным движением в России, с историей коммунистической партии большевиков.

Учитывая все сказанное, ЦК КП(б)Т в 1942 г. признал необходимым приступить к разработке истории КП(б)Т, в которой должна быть отражена история вхождения туркмен в состав русского государства и объединения туркменского народа с русским народом.

В основу разработки истории КП(б)Т было положено решение о предварительном, наиболее полном проведении сбора всестороннего документального материала в архивных учреждениях, на основе которого должна быть построена вся последующая работа по составлению истории КП(б)Т.

За два года работы уже просмотрена значительная часть архивных фондов центральных архивов: в Москве, Ашхабаде, Ташкенте, Тбилиси.

Хотя работа по сбору документов еще не закончена, но большое количество собранного материала по своему содержанию представляет исключительный интерес. Его хотя бы частичное опубликование несомненно внесет не мало нового в оценку исторических событий, в значительной мере восполнит отсутствие разработанной истории и явится серьезным пособием для научных работников, студентов, советской интеллигенции.

Исходя из этого, ЦК КП(б)Т в 1944 году принял решение об издании нескольких сборников документов по определенной тематике.

Во исполнение этого решения и издается настоящий сборник. В него вошла лишь часть отобранных документов, относящихся к XIX веку. Эти документы характеризуют Туркмению и туркмен в XIX в., их экономические связи с Россией и их вхождение в состав русского государства во второй половине XIX в.

В подавляющей части помещаемые документы публикуются впервые.

Вслед за этим сборником готовится к выпуску сборник документов, посвященный экономическому устройству туркмен в XIX в. и в начале XX века.

Затем готовится сборник, в который войдут документы о революционном движении, а также о возникновении и развитие большевизма в Туркмении с конца XIX в. до февральской революции 1917 г.

Готовится к изданию также сборник, в который войдут документы о борьбе за власть Советов в Туркмении в период 1917—1924 г. г.—до национального размежевания и образования Туркменской ССР.

Для всех названных сборников основная часть документов собрана в различных архивах. Выход в свет этих сборников предполагается в 1946 г. [5]

В настоящий сборник—Россия и Туркмения в XIX в. вошли документы, отобранные в Центральном Государственном Военно-Историческое Архиве (ЦГВИА), находящемся в Москве, а также в Грузинском Центральном Историческом Архиве (ГЦИА), находящемся в Тбилиси.

В отборе документов принимали участие начальник ЦГВИА капитан госбезопасности Н. П. Шляпников, научные сотрудника ЦГВИА полковник Кузьмин и Кауфман, заместитель начальника Архивного Управления НКВД Грузии Маклакелидзе. Сбор документов осуществлялся проф. А. Г. Соловьевым. В составление настоящего сборника участвовал А. А. Сенников.

В сборнике документы размещены по разделам соответственно событиям, в хронологическом порядке, но с некоторым отступлением от этого порядка лишь в тех случаях, когда документ отражает период, раньше своей даты.

Большинство документов во избежание повторений помещается в выдержках, относящихся к освещаемой сборником теме и являющихся наиболее характерными.

Перед каждым документом, или группой однородных документов, дается расширительный заголовок, объясняющий содержание их. После каждого документа указывается источник.

В тексте некоторых документальных оригиналов пропущены слова, что мешает правильному пониманию точного смысла документа. В таких случаях в скобках дается предполагаемое по смыслу слово.

В некоторых документах искажены названия городов, местностей, племен и т. п. В таких случаях в сносках даются пояснения.

Следует отметить, что в некоторых документах встречаются крайне преувеличенные упоминания о грабежах и разбое, приписываемых туркменам, как массовое явление, якобы присущее их укладу и характеру. С этим никак нельзя согласиться, так как экономической основой туркменского народа с древнейших времен является земледелие и скотоводство.

До вхождения туркмен в состав русского государства имели место аламаны (набеги). Но эти случаи нельзя считать массовым, народным явлением, к тому же аламаны применялись повидимому чаще всего как форма выражения протеста против многовекового угнетения и метод своеобразной партизанской борьбы политически и экономически отсталого, слабого, раздробленного туркменского народа, живущего в суровых пустынных условиях, против более сильных, агрессивных государств.

Следует указать также, что в целом ряде помещенных в этом сборнике документов есть резко противоположные и совершенно справедливые указания на то, что туркменам присуще трудолюбие и честность. Это и есть основная черта туркменского народа. Иначе он не смог бы сохранить себя в условиях суровой пустыни и многовековой борьбы с агрессорами.

Предвзятое, преувеличенное мнение о разбоях и грабежах [6] туркмен опровергается уже тем, что туркмены едва лишь вошли в состав сильного русского государства, как ни “грабежей” ни “разбоев” не осталось и в помине.

Объяснение чрезмерному навязыванию туркменам грабежей, и разбоя видимо следует искать в крайне скудной в то время осведомленности о жизни и характере героического туркменского народа. Это и давало широкий простор для фантастических измышлений, нашедших отражение в документах и в литературе в к сожалению не разоблаченных до настоящего времени.

Чтобы не нарушать стиля публикуемых документов, в сборнике сохраняются упоминания о грабежах и разбоях. Но читатель легко поймет в этой характеристике явное преувеличение, не являющееся характерной чертой туркменского народа.

По некоторым важным историческим событиям пока еще не обнаружены документы, благодаря чему в настоящем сборнике образуются разрывы, нарушающие последовательную связь между определенными периодами и событиями. В таких случаях дается в сносках справка о периоде или событии, по которому отсутствуют документы, или в тексте приводится несколько выписок из книг участников военных походов в Туркмению, в частности генералов Гродекова и Терентьева.

Документальные сведения в настоящем сборнике не являются исчерпывающими, так как много документов еще не обнаружено.

Заканчивается сборник документами конца XIX в., характеризующими окончательное вхождение туркмен в состав русского государства.

В качестве приложения к сборнику даются указатели: именной, географический, племен и родов, а также список литературы, которая может быть использована при изучении истории Туркмении XIX в.

Настоящий сборник документов является началом работы над составлением истории КП(б)Т и истории Туркменской ССР. Поэтому неизбежно встретятся недостатки и дефекты, которые в процессе дальнейшей работы будут устранены. Этого можно добиться с наибольшим успехом лишь при активном участии в выявлении недостатков читательской массой. Поэтому было бы крайне полезным получить от читателей их отзывы, замечания, советы и пожелания, которые будут безусловно учтены, как при издании последующих сборников, так и при разработке истории КП(б)Т и истории ТССР.

Профессор А. Г. СОЛОВЬЕВ, А. А. СЕННИКОВ.