Документ № 138

(Печатается сокращенно. (Сост.))

Министерство военное. Доклад по главному штабу. Азиатская часть, Января 1887 г. № 3. По вопросу о разграничении сфер влияния Туркестанской и Закаспийской администраций и относительно устройства высшего местного управления в Закаспийском крае.

Командующий войсками Кавказского военного округа телеграммой 14 ноября прошлого года № 3348 представил на разрешение следующий вопрос, возбужденный начальником Закаспийской области:

Ввиду скорого доведения железной дороги до Чарджуя, во избежание разных могущих быть недоразумений, крайне необходимо выяснить теперь же как считать этот пункт, — входящим ли в состав Туркестанского округа или Закаспийской области и вообще где граница области.

С своей стороны генерал Комаров полагает, что как по местным, так и по этнографическим условиям следовало бы границею считать р. Аму-Дарью. Во всяком случае, по мнению его, безотлигательное разрешение сего вопроса необходимо и ввиду предстоящего в непродолжительном времени направления в Чарджуй туркестанских линейных батальонов, временно передвинутых в Закаспийскую область с началом усложненнй по Афганско-Туркестанскому разграничению.

Высочайше повелено привести в исполнение согласно испрашиваемому

разрешению. 10 января 1887 г;

Военный министр генерал-адьютант Ванновский.

Вышеизложенный вопрос, а равно и возникающий вопрос об организации главного местного заведывания строющейся [290] Закаспийской железной дорогой, работы по продолжению которой от Чарджуя до Самарканда в скором времени будут начаты на правом берегу Аму-Дарьи, заставляют теперь же обсудить и решить: должна ли Закаспийская область остаться в ведении Кавказского начальства на ныне существующих основаниях, или же она должна войти в состав Туркестанского или Кавказского края и управляться подобно другим областям сих местностей через посредство тамошних военно окружных и гражданских управлений, или же Закаспийский край должен составить отдельный самостоятельный административный район, подчиненный во всех отношениях непосредственно высшим центральным учреждениям империи. Решение теперь же в том или другом смысле общего вопроса относительно степени самостоятельности Закаспийского областного управления необходимо еще потому, что от сего решения зависит разработка соответствующих частей Положения об управлении Закаспийского края, в утверждении которого в окончательном виде ощущается настоятельная надобность.

Соображения министра иностранных дел.

Вследствие вышеизложенного и принимая во внимание, что то или другое решение относительно изменения административного положения занимаемого Закаспийской областью и границ ее находится в близкой связи с нашими внешними делами по отношению к Афганистану, Бухаре, Хиве и в особенности Персии, — было сделано 17 ноября прошлого года надлежащее сношение с министерством иностранных дел предварительно дальнейшей разработки вопроса, возбужденного Кавказским начальством.

Статс-секретарь Гирс, в письме 19 прошлого декабря № 90, высказался в пользу образования из Закаспийской области отдельного административного района, непосредственно подчиненного высшим учреждениям империи.

Таковое свое мнение министр иностранных дел основывает на нижеследующих соображениях:

1. С открытием железной дороги от Михайловского залива до Чарджуя Закаспийский край становится связующим звеном между коренными и среднеазиатскими областями империи.

2. Политическое значение области усугубляется тем, что она граничит с двумя наиболее обширными государствами Средней Азии — Персией и Афганистаном.

Таким образом пограничные интересы Закаспийской области непосредственно соприкасаются с сферой нашей внешней политики и деятельность местной администрации в этом отношении должна непременно находиться под прямым контролем центрального правительства.

3. Наряду с этим соображением, при разрешении вопроса о будущем устройстве Закаспийской области, не менее важное значение имеют ее естественные условия. С трех сторон область примыкает к владениям хивинским, бухарским, афганским и [291] персидским и только со стороны Каспийского моря она входит в соприкосновение с русскими областями, каковое обстоятельство ясно указывает, что непосредственное подчинение этого края центральным учреждениям представляет большие удобства. Территория Закаспийской области, равная приблизительно 500 т. квадратным верстам, слабо населена кочевыми полуоседлыми киргизскими (Казахскими (Ред.)) и туркменскими племенами. Между тем край этот имеет задатки для развития значительной культурной жизни, что свидетельствуют встречающиеся развалины значительных городов и поселений, названия которых сохранила нам история. Все в дальнейшем развитии края будет зависеть от степени заботливости, которая будет обращена на усовершенстсозание орошения.

4. Главная часть населения области принадлежит к одному племени — туркменскому, говорящему одним языком и живущему поэтому почти в одних и тех же условиях. Главная же и при том... заслуживающая внимания нашего правительства отличительная черта их заключается в их равнодушии к мусульманской религии, отсутствии фанатизма, служащего существенным препятствием к, сближению между среднеазиатскими и русскими элементом и могущего, при известных обстоятельствах, сделаться источником затруднений. Эта черта делает туркмен весьма доступными нашему воздействию, и потому необходимо, чтобы будущие учреждения области былп направлены преимущественно к тому, чтобы охранить туркменское население от нравственного влияния их мусульманских соседей.

Вышеизложенное дает право заключить, по мнению министра иностранных дел, что, благодаря своему географическому положению, пространству, политическому значению и особенностям быта туземцев, Закаспийская область представляет одно целое и заключает в себе все условия, требующие преобразования ее в самостоятельную административную единицу и что включение ее в другой административный район, умаляя значение центральной областной власти и лишая последнюю инициативы и самостоятельности, столь важных для преуспеяния страны, находящейся на весьма низкой степени развития, оно не приминет неблагоприятно повлиять на ее будущность и во многих отношениях окажется неудобным с точки зрения наших общегосударственных интересов.

В подтверждение сего министр иностранных дел указывает, что разрешение вопроса в этом смысле было до известной степени уже предназначено особыми совещаниями, созывающимися для обсуждения нашего положения в Средней Азии и которые признавали безусловно полезным, для обеспечения самостоятельного развития Закаспийской области, или вовсе выделить ее из ведения Кавказа или, по крайней мере, предоставить начальнику оной более самостоятельности, поставив его по некоторым [292] вопросам в прямую зависимость от министерств военного и иностранных дел.

С того времени, территория и население Закаспийской области еще увеличились включением в пределы ее Пендже, политическое значение ее возросло, а вместе с тем усложнились и ее задачи; вследствие всего этого вопрос об обеспечении самостоятельности за ее администрациею сделался еще более настоятельным. Если же зависимость Закаспийской области от Кавказа, страны более развитой в культурном и административном отношених, нежели средне-азиатские окраины наши, признавалась неблагоприятною для развития означенной области, то, само собою разумеется, еще более неблагоприятные последствия повлечет за собою ее включение в Туркестанский край, совершение разобщенный с нею широкою полосою бухарских владений.

Перемещение центра администрации Закаспийской области из Асхабада в Ташкент, влекущее за собой ослабление естественных связей между областью и Европейскою Россией, могло бы быть оправдано разве в том случае, если бы Туркестанский край мог делиться с Закаспийскою областью своими культурными силами, но на это было бы напрасно рассчитывать.

5. На окраинах, недавно вошедших в состав государства и населенных инородцами, еще находящимися на весьма невысокой степени развития, создание обширных административных районов далеко не может считаться идеалом благоустройства. На таких окраинах, как нельзя более важно, напротив того, чтобы местная административная власть стояла как можно ближе к населению и вместе с тем необходимо, чтобы местная администрация была облечена возможно широкими правами, благодаря которым возвышается и обаяние ее в глазах местного населения.

При этом учреждение обширных административных районов оказывается необходимым на окраинах, сообщения с которыми затруднительны и при известных обстоятельствах, могут быть нарушены. Закаспийская область же лежит на рубеже Средней Азии и Европейской России, с которой она соединена удобными морскими путями, и, в свою очередь, Туркестанский край будет в скором времени связан с Каспийским морем железною дорогою. А потому не представляется никакой необходимости, наперекор естественным условиям, объединить эти две разобщенные друг от друга области, сношения между которыми могут производиться лишь через чужие полунезависимые владения. Для осуществления такого объединения потребовалось бы окончательное упразднение Бухарского ханства, и в настоящее время это вовсе нежелательно, ни с точки зрения наших политических интересов, ни в виду организационной деятельности, предстоящей в Туркестанском крае и требующей для ее успеха особой заботливости со стороны местной власти.

Переходя за сим к возбужденному начальником Закаспийской области вопросу об условиях, в которые должны быть поставлены Чарджуй, Керки и вообще левый берег Аму-Дарьи, [293] находящийся под властью эмира Бухарского, министр иностранных дел, сооглашаясь вполне с высказанным мною в вышеупомянутом письме от 17 ноября №708 мнением о нежелательности и нецелесообразности требовать от эмира уступки нам означенного побережья, тем не менее не находит однпко, чтобы разрешение сказанного вопроса следовало ставить в зависимость от административного деления наших собственных средне-азиатских владений. Пока левый берег Аму-Дарьи будет оставаться в подчинении эмиру, гораздо лучше, во избежение двоевластия и неизбежных при этом столкновений, не распространять на территорию эту действий наших властей, а ограничиться учреждением должности комиссара, который, будучи представителем не местной администрации, а русского правительства, был бы снабжаем инструкциями, выработанными сообразно общим интересам нашим, в каковом случае вполне устраняются поводы к пререканиям между двумя администрациями Туркестанскою и Закаспийскою.

Равным образом, как полагает министр иностранных дел, вопрос об эксплоатации Закаспийской железной дороги ни в каком случае не должен иметь решающего значения по отношению к вопросу об административном делении наших средне-азиатских владений. По примеру большинства наших железных путей дорога эта должна удовлетворять общегосударственным интересам, которыми поглощаются местные интересы и, между прочим, потребностям русской торговли, а потому и эксплоатацию ее следует поставить в такие условия, которые вполне отвечали бы изложенным потребностям. Сосредоточивать администрацию дороги в Ташкенте было бы неудобно уже потому, что около двух третей ее протяжения заключается в пределах Закаспийской области и что весь материал, необходимый для ее снабжения и эксплоатации, не исключая топлива, дорога будет получать не в Туркестанском, а через Каспийское море, к которому примыкает ее противуположная оконечность.

Соображения военного министерства.

При образовании Закаспийской области в 1881 году с одной стороны полная экономическая неразвитость и неустройство края во всех отношениях, а также неопределенность его пределов к стороне Туркестана, вызвали необходимость подчинить его ведению Кавказа, откуда он получил войска и откуда во всякое время скорее и удобнее вновь завоеванному краю могла быть оказана поддержка; с другой стороны изолированность вновь учрежденной области и отсутствие в ней всякой гражданственности вынудили предоставить начальнику оной значительные прва и в некоторых отношениях даже изъять область из ведения Кавказского военно окружного управления.

За сим дальнейший ход событий, расширение пределов области и напряженное состояние дел в ней, возникшее вследствие разграничения с Афганистаном, отодвинув разработку окончательного положения об управлении ею, заставили лишь делать [294] частные изменения в действующем временном положении и усиливать местные учреждения соответственно расширению территории области и увеличению численности там войск. Такие изменения и усиления штатов, осуществлявшиеся лишь для удовлетворения вновь возникшим потребностям, не устраняли недостатков в общем управлении Закаспийским краем, происходящим от неопределенности отношений его к Кавказу и к высшим центральным учреждениям, а также и от несоответствия главных оснований ныне действующего временного положения об управлении Закаспийским краем с современным состоянием дел в области. В последнее время положение Закаспийской области быстро и коренным образом изменилось вследствие:

а) разграничения с Персией и Афганистаном;

б) окончательного подчинения нам всех независимых туркменских племен и получившейся оттого смежности пределов Закаспийского края с Хивинским и Бухарским ханствами, находящимися в ведении Туркестанской администрации; и в) проведения железной дороги, которая в связи с общим успокоением Закаспийских местностей, подняв производительность края, уничтожила его изолированность и приблизила Асхабад к Ташкенту.

Принимая во внимание эти обстоятельства, а также:

1. Что Закаспийский край имеет много общего с Туркестаном и совершенно чужд более удаленному от него Кавказу, преследующему к тому же иные цели; что включение Закаспийской области в пределы Туркестанского края совершенно упростит решение всякого рода вопросов, имеющих возникнуть от соприкосновения пределов этой области с Хивинскими и Бухарскими, казалось бы нужно придти к заключению о необходимости и пользе присоединения Закаспийской области к Туркестану на основаниях, установленных положением об управлении сим краем, высочайше утвержденным 12 июня сего года. Такое подчинение Закаспийской области ведению Туркестанского начальства будет иметь последствием уменьшение штатного состава ныне действующих Закаспийских учреждений, при чем полученные сбережения в расходах покроют издержки по некоторому усилению управления Туркестанского генерал-губернатора, которое вызовется подчинением Асхабада Ташкенту. Образование же из настоящей Закаспийской области самостоятельного административного района, подчиненного непосредственно высшим центральным управлениям, вызовет значительные расходы по содержанию Закаспийской администрации, несоответствующие ни численности населения области, ни доходам от нее получаемым.

Справка: Стоимость содержания управления Закаспийской области, согласно составленному расчету, простирается до 205 000 руб. Если Закаспийская область будет присоединена к Туркестану на общих основаниях и к ней будут применены штаты управления, действующие в Туркестанских областях, то стоимость Закаспийского областного военного и гражданского управления будет простираться до 200 000 р. Если же из Закаспийской области будет образован самостоятельный административный район, подчиненный непосредственно высшим учреждениям империи, то [295] расходы по ее управлению, военному и гражданскому, будут простираться до 356.000 р. Подробные соображения и расчеты по сему излагаются к особой записке, составляемой по этому докладу.

Будет ли признано нужным образовать из Закаспийской области самостоятельный административный район или будет ли она оставлена в составе Кавказского края, во всяком случае является необходимым точно определить сферу влияния Туркестанской администрации на левом берегу Аму-Дарьи и провести границу, отделяющую земли ханств Хивинского и Бухарского от земель, входящих в состав Закаспийского края. При этом для избежания всяких недоразумений и усложнения быть может не останется ничего иного, как отделить от Бухары полосу ее владений, лежащую на левом берегу Аму и присоединить эту полосу с городами Чарджуем и Керки к Закаспийской области, со включением туркестанских войск, назначаемых для занятия сих пунктов, в состав войск Закаспийского края, хотя нужно признать, что такое решение вопроса, влекущее за собой ослабление власти и популярности эмира, до сих пор ничем не навлекавшего на себя неудовольствия нашего правительства, мало желательно и не вызывается обстоятельствами. А потому казалось присоединение Закаспийской области к Туркестанскому краю более отвечало бы настоящему положению дел в Средней Азии.

Таковы главнейшие соображения военного министерства, побуждающие поднять вопрос о присоединении Закаспийской области к Туркестанскому краю...

...Заключение.

Ввиду вышеизложенных соображений министерств военного и иностранных дел по вопросу о разграничении сфер влияния Туркестанской и Закаспийской администраций, а также относительно устройства высшего местного управления в Закаспийском крае и принимая во внимание, то мнения по сему помянутых министерств, различаются между собою в главных основаниях, полагалось бы соответственным ныне же, пользуясь пребыванием здесь главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, решить в том или другом смысле вышеприведенные вопросы, обсудив их в особом совещании под председательством статс-секретаря Гирса, с участием генерал-адъютанта князя Дундукова-Корсакова и представителей от подлежащих министерств (военного, иностранных дел, финансов, внутренних дел и юстиции). Совместное обсуждение вышеизложенных предметов с представителями подлежащих министерств вызывается как общегосударственным значением возбужденных вопросов относительно Закаспийского края, так и необходимостью знать мнение министерств: финансов — относительно средств, которые может дать государственное казначейство на учреждение самостоятельного Закаспийского района; юстиции — относительно устройства там судебной части, так как в настоящее время Закаспийская область находится в ведении Тифлисской судебной палаты, внутренних дел — относительно возможности отделения [296] Мангишлакского уезда от Закаспийской области и присоединения его к Уральской области, находящейся в ведении сего министерства.

Испрашивается.

Благоугодно ли будет вашему императорскому величеству повелеть обсудить в особом совещании вопросы о разграничении сфер влияния Закаспийской и Туркестанской администраций и относительно устройства высшего местного управления в Закаспийском крае, под председательством министра иностранных дел, с участием главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе и представителей от подлежащих министерств: военного, иностранных дел, внутренних дел, финансов и юстиции. Генерал-адъютант Ванновский. Генерал-адъютант Обручев.

ЦГВИА, ф 400, д. № 8. лл. 21 — 10.