Документ № 53.

Доклад начальника главного штаба графа Гейден от февраля 1879 года на имя императора Александра II.

Министерство военное
Доклад
По главному штабу
Азиатская часть
Февраля 1879 г.

Высочайше повелено
исполнить согласно
изложенным соображениям.
Подпись. Д. М.

Об экспедиции в Текинский оазис

Положение наше в Закаспийском отделе, несмотря на десятилетнее занятие края, не только с течением времени не становилось все более прочным и определенным, но даже сравнительно ухудшалось.

Для водворения спокойствия в занятой нами территории был произведен, по представлению местного начальства, ряд экспедиций, но общий результат их неблагоприятен для нашего влияния в Закаспийском крае. Туркмены принимали обратное движение наших войск за отступление, видели в нем признак нашей слабости, преследовали наши отряды и постепенно становились все более и более дерзкими. Укрепление Чат было почти блокировано, несколько человек русских солдат уведено в плен, наконец, в конце декабря прошлого года текинцы произвели нападение на Чекишлярский пост.

Независимо от неудобств подобного хода дел для нас в самом крае, все эти происшествия произвели в Персии весьма невыгодное для нас впечатление и толкуются в смысле наших неудач. Для обсуждения положения нашего в Закаспийском крае и определения образа будущих действий, 21-го января настоящего года состоялось под председательством его императорского высочества главнокомандующего Кавказскою армиею совещание.

На совещании этом было предположено необходимым:

1. Сформировать весною текущего года в Чате отряд, достаточный для подчинения нашей власти Ахал-Текинского оазиса, для чего должен бытъ занят в оазисе стратегический пункт, удобный как для прочного наблюдения нами оазисов, так и для устройства безопасного сообщения с операционным базисом на Атреке и,

2. с подчинением Текинского оазиса приступить к занятию линии по Узбою, устроив укрепление или в Игды, или в другом каком-либо пункте на старом русле Аму-Дарьи, где окажется наиболее выгодным и удобным для обеспечения безопасности Красноводско-Хивинских путей.

Предположения эти 23 января сего года удостоились высочайшего утверждения, вслед затем в штабе Кавказского округа приступлено было к разработке подробного плана предполагаемых действий. [119]

Ныне в главный штаб доставлены соображения штаба Кавказского военного округа по выполнению высочайшего повеления о движении в Текинский оазис.

Три главных вопроса, определяющих экспедицию, а именно:

1. Вопрос о цели экспедиции и предмете для действий.

2. Вопрос о базе и выборе операционного направления.

3. Вопрос о средствах для выполнения поставленной цели, разрешены в вышеупомянутом представлении штаба Кавказского округа следующим образом:

А. По первому вопросу:

Овладение Текинским оазисом и прочное там водворение не есть цель операции, а только главнейший шаг наш к окончательному решению вопроса о Мерве и замкнутии границы нашей фактическими владениями Персии, Афганистана и Бухары.

Для подчинения нашей власти всего Ахал-Текинского оазиса, необходимо овладение районом Геок-Тепинских и Асхабадских поселений, где сосредоточено от 40 до 50.000 душ населения. Район этот составляет тот стратегический пункт, на который главнейшим образом должны быть направлены наши действия. Среди него лежит главная крепость ахал-текинцев — Геок-Тепе, которая считается и административным их центром, вследствие пребывания в ней четырех главных ханов и главного ишана.

Б. По второму вопросу базою для действия и главными нашими опорными пунктами будут служить укрепления Чат и Чекишляр.

Для направления наших войск от этих пунктов к средоточию текинских поселений (району Геок-Тепинскому и Асхабадскому) представляются два рода путей. Один, пролегающий в пределах нашего несомненного владения и ведения или такой территории, по которой войска наши уже совершали продвижения, другие, захватывающие отчасти несомненные, отчасти спорные и неопределенные пределы Персидского владения и влияния.

В первом случае главнейшим путем для движения будет уже известный, но отчасти маловодный путь по долине р. Сумбара, через Ходжам-Кала на Беурма. От этого последнего до района Геок-Тепе приходится сделать еще 8 — 10 переходов по неизвестной и недоступной пока для нас песчаной степи, где долговременная стоянка отряда может оказаться немыслимою, вследствие недостатка воды.

Во втором случае, можно выбрать два пути: 1. По Атреку на персидские города Буджнурд, Ширван, Кучан, и далее через хребет Копет-Даг к Асхабаду. 2. По Атреку, долине Мана (по курдским поселениям) и далее через хребет Копет-Дага к текинским поселениям Янги-Калы и Баба-Араб.

Направлению, обеспеченному этими двумя последними путями, следует, по мнению Кавказского штаба, отдать решительное предпочтение как главному пути наступления наших войск, перед вышесказанным направлением на Ходжам-Кала и Беурма.

С) По третьему вопросу: состав экспедиционного отряда, по [120] соображению штаба кавказского округа, приблизительно должен быть следующий:

Пехоты: 16 баталионов по 450 человек в каждом. 7200 чел.

Кавалерия: 10 сотен казаков, 6 сотен Дагестанского конноиррегулярного полка, 6 сотен туземной милиции, 1 дивизион драгун, итого 22 сотни, 2 эскадрона 3200 чел.

Артиллерии 30 орудий ........ 400 "

Всего.......10800 чел.

Сила главного отряда исчислена в 4000 пехоты, 2000 кавалерии и 16 орудий.

Расход по заготовлению провианта, продовольственных продуктов и фуража в 6-ти тысячной пропорции, по найму перевозочных средств, по перевозке в Чекишляр войск, назначенных в экспедицию и другим расходам, исчислен приблизительно в два миллиона рублей.

Ассигнование этих денежных средств требуется неотлагательно. Только с принятием теперь же энергических мер к подготовлению всего необходимого можно рассчитывать быть вполне готовыми начать наступательное движение к началу мая, и закончить весь поход и прочно водвориться в Ахал-Теке до наступления зимы.

По обсуждении изложенных соображений, главный штаб пришел по постановленным выше трем главным вопросам, определяющим экспедицию в Ахал-Теке, к следующим заключениям.

А. По вопросу экспедиции и предмета для действий.

Согласно высочайшего утверждения, целью экспедиции должно быть поставлено подчинение нашей власти Ахал-Текинского оазиса через занятие в нем важного стратегического пункта, удобного как для прочного обладания нами оазисом, так и для устройства безопасного сообщения с операционным оазисом на Атреке.

Занятие Мерва, хотя бы и признавалось предприятием удобоисполнимым особенно после разгрома текинцев, было бы однако же для вас невыгодно в политическом и особенно в экономическом отношении. Поэтому движение из Ахал-Текинского оазиса далее к Мерву должно быть строго воспрещено, даже необходимо поставить в число главнейших обязанностей начальника экспедиции, чтобы всеми зависящими от него мерами старался устранить поводы ко всякому дальнейшему движению вглубь Туркменских степей.

Что касается выбора предмета для действий, то на основании имеющихся весьма неполных сведений, следует признать таковым район Геок-Тепе, представив однако начальнику экспедиции ограничиться овладением теми или другими пунктами не столь отдаленными, если бы с занятием их вполне достигалась поставленная для экспедиции цель.

Б. По вопросу о базе для действий и выборе операционного направления: [121]

Предлагаемые штабом Кавказского военного округа главные пути для движения, от базы на Атреке и Геок-Тепе — Асхабад, проходят частью по персидской территории и потому не должны быть выбраны. Даже согласие Персии на представление нам этих путей, если бы таковое было дано, не может быть признано для нас выгодным, так как оно создало бы нежелательные по отношению к Персии обязательства, которые при известных политических осложнениях весьма трудно нам выполнить.

Поэтому необходимо избрать пути для действий не касающиеся ни одного из поселений курдских, или персидских.

Таков путь по р. Сумбару на Ходжам-Кала к Беурме, таким может быть путь по Атреку до курдских поселений и затем через Копет-Даг, к одному из текинских поселений.

Этот последний, во избежание недоразумений, следовало бы принять не иначе, как по соглашению с нашим посланником в Тегеране.

Насколько нежелательно нарушать неприкосновенность персидских территорий, настолько же может считаться выгодным доставление нашему отряду из Персии, коммерческим путем, фуража, муки и перевозочных средств.

С. Вопрос о средствах для овладения текинским оазисом.

Принимая численность главного отряда, согласно определению штаба Кавказского округа, в 4000 пехоты, 2000 кавалерии и 16 орудий, казалось бы более выгодным составить этот отряд из меньшего числа батальонов, но укомплектованных по военному времени (или по крайней мере до 42-рядного состава), чем из девяти батальонов, в 450 человек каждый.

Относительно назначения в состав отряда кавалерии можно полагать, что с выбором операционного направления не по персидской территории, численность её придется уменьшить сообразно фуражным средствам и количеству воды, которые могут быть найдены на выбранном пути действий.

Точно так же в зависимости от выбранного, пути, должен измениться и расчет перевозочных средств для отряда, составленный частью в предположении движения по колесным путям, проходящим через персидскую территорию.

Наконец в зависимости от тех изменении, которые будут приняты в вопросах о цели экспедиции, выборе операционного направления, численности отряда и его состава, должны произойти некоторые изменения, как в расчете денежных средств, необходимых для экспозиции, так и в назначении времени для ее начала и окончания.

Что касается отпуска суммы на расходы по экспедиции, то отпуск этот должен быть произведен немедленно, хотя бы в половинном размере.

Изложенные выше соображения главного штаба сводятся к следующим основаниям, на которых может быть произведена экспедиция в Текинском оазисе.

1. Цель предполагаемой экспедиции необходимо ограничить [122] занятием Текинского оазиса с положительным воспрещением движения на Мерв.

2. Пути для движения наших войск не должны касаться персидской территории.

3. Отряд, назначенный для движения, должен состоять из меньшего числа частей, но более сильного состава.

4. На расходы по экспедиции необходимо ныне ассигновать экстро-ординарным кредитом примерно до одного миллиона рублей с причислением его к смете Главного интендантского управления.

Испрашивается.

Благоугодно ли будет вашему императорскому величеству всемилостивейше соизволить на производство экспедиции в Текинский оазис на изложенных основаниях и на ассигнование испрашиваемого кредита. Подлинный подписал граф Гейден.

ЦГИА СССР, ф. 1. д. № 210, стр. 81-90.