№  94

Перевод письма Нурберды-хана начальнику Закаспийского военною отдела о положении дел в Ахал-Теке

Не ранее апреля 1876 г. 1

Ахал-текинцы подчинялись и служили прежде хивинскому хану. Но так как он покорен теперь вполне первому в свете великому ак-падишаху, то и мы готовы также во всем ему покоряться и служить.

Между нами были и есть дурные люди, которые никого не слушаются и занимаются грабежами. До сих пор их никто не мог остановить и наказать, потому что это — народ степной, дикий, порядка не знает. В настоящее время прибыли к нам от хивинского хана: Муса Мутавайли-ишан и Ваис Нияз-юзбаши, которые собрали народ от крепости Кизыл-Арват до Анау и объявили прибывшим старшинам и аксакалам причину своего приезда.

Некоторые из старшин и кетхудов не согласились с Мутавайли и, отказавшись ему повиноваться, удалились. Остальные же старшины с народом дали обещание повиноваться [224] Мутавайли и содействовать ему во всем, чтобы он был ими доволен: эти последние (старшины) сами пишут Вам. Я же взял на себя обязательство собрать с племен ахал-юсуф-яби и демисен 2, расположенных в крепостях Келат, Кяриз, Перлав и Ак-Тепе, все что у них было из ограбленного каравана. Эти племена признали Мутавайли своим ханом и во всем ему повинуются. Надеюсь, что об этом Вам сообщит сам Мутавайли.

Письмо Ваше, посланное с Караджа-ханом, я получил, уведомляю Вас, что об избрании меня в ханы Караджа-хан сказал Вам правду. Это было так: в прошлое лето наш Пиришан 3 собрал народ, объявил всем, что «я Вам падишах» и назначил от себя четырех пастухов 4 наибами, а с народом начал обращаться так непристойно, что это было противно нашему шариату. Вследствие чего народ, обиженный ишаном, осенью обратился ко мне с просьбою, чтобы я был их ханом, назначено было народное собрание, на котором должны были меня избрать в ханы теке, как неожиданно приехал Мутавайли и юзбаши.

С приездом Мутавайли часть старшин и кетхудов по своему желанию выбрали его ханом, обещав служить ему и ак-падишаху верно 5 и взяли на себя обязательство выручить имущество разграбленного каравана, часть которого уже вручили Мутавайли. Я тоже принимал участие в этом и от бывших в этой шайке трех разбойников отобрал трех верблюдов, которых и вручил Мутавайли. Надеюсь на бога, что все будет вручено и возвращено. С письмом этим посылаю к Вам Овез-бая, Курбан Иланчи, Батыра и Сары-батыра, через которых ожидаю от Вас ответ, если можно, то возвратите посланных скорее.

ЦГИА Груз ССР, ф. 545, д. 1251, лл. 108-111.


Комментарии

1. Документ датирован.

2. Так в тексте.

3. Курбан Мурад-ишан, с которым Нурберды-хан во вражде.

4. Четырех ханов-правителей.

5. Об отношении различных родоплеменных подразделений ахал-текинцев к Мутавайли см его письмо начальнику Закаспийского военного отдела (ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1251, лл. 112-115).