№  66

Рапорт начальника Астрабадской станции П. М. Зиновьеву о взаимоотношениях русских властей с туркменами и предполагаемой организации поста в Баят-Хаджи

11 июля 1874 г.

Около половины прошлого июня начальник Закаспийского военного отдела генерал-майор Ломакин на военной винтовой шхуне «Бухарец» посетил Астрабадскую станцию, чтобы здесь видеться и переговорить заблаговременно с представителями чарвы племен атабаев и джафарбаев, имеющей тогда в скором времени вкочевать в наши пределы, дабы передать им надлежащие распоряжения и правила как о порядке кочевания, так и о предупреждении и прекращении грабежей и насилия, пока они не разберутся на огромном пространстве степей по северную сторону реки Атрек. Представителей от чарвы в то время собралось на станции до сорока человек.

После переговоров с туркменами генерал Ломакин ездил в Астрабад для свидания с губернатором, чтобы иметь случай лично объясниться с ним относительно той тревоги, которая была вызвана в астрабадской администрации письменным [166] обращением генерала Ломакина весной этого года к заатрекским туркменам и о которой я имел уже честь, между прочим, доносить Вашему превосходительству рапортом от 23 мая сего года за №  492.

Генерал Ломакин передал мне, что он в настоящее время ждет разрешения его высочества наместника Кавказского, чтобы занять нашими войсками пост в 70 верстах от устья реки Атрек на правом его берегу при Баят-Хаджи. Пункт этот во многих отношениях весьма удобен для нас, — он составляет как бы узел всех главных дорог, идущих в Хиву от Серебряного бугра, Ходжа Нефеса, Гасан-Гули, Чекишляра, от атабаев, джафарбаев, гёкленов, — подле главных зимовок коих он находится в самом близком расстоянии. Отсюда к племени теке также идет отличная водная и тщательно исследованная нами дорога. Последнее обстоятельство весьма важно ввиду необходимой в скором будущем экспедиции в Теке для приведения в покорность этого воинственного и хищнического племени, до сих пор явно к нам враждебного и высылающего по временам в наши степи конные свои шайки до 2000 всадников, чтобы грабить там покорных нам туркмен и при случае беспокоить наше установившееся сообщение Красноводска с Хивой.

На первое время, пока не устроятся в Баят-Хаджи укрепление и правильное сообщение с берегом, пункт этот предположено занять четырьмя ротами пехоты при четырех орудиях.

О способе снабжения гарнизона исключительно предметами продовольствия (не военными предметами) предположено сделать складочный пункт тем предметам на острове Ашур-Аде, откуда они будут доставляться на туркменских лодках по Серебряному бугру под прикрытием военного парового баркаса или другого какого-либо военного судна, а доставку провианта от-Серебряного бугра к Баят-Хаджи хотят возложить за условленную плату на самих кочующих подле туркмен. Таким образом, доставка провианта сухопутно, в этом случае, будет производиться по землям южнее реки Атрека. Позволю себе обратить особенно на последнее обстоятельство внимание Вашего превосходительства на тот случай, если Вам угодно будет снабдить меня по этому предмету какими-либо указаниями.

Предписанием от 4 июня за №  187 Ваше превосходительство изволите указывать мне сообразоваться с действиями моих предместников по сношению станции с персидскими властями и прибрежными туркменами, на это имею честь сообщить Вашему превосходительству, что я со дня вступления моего в настоящую обязанность начал изучать предмет этот и изучил его доле настолько, насколько то возможно сделать, руководствуясь единственно письменными делами, оставшимися при станции от прежнего времени; и за всем тем я буду [167] покорнейше просить Вашего благосклонного снисхождения ко мне, если по несовершенному еще знакомству с делом на первых порах, в некоторых случаях, я поступлю ошибочно независимо [от] моего желания.

В водах подчинения Астрабадской станции все благополучно.

Капитан 1-го ранга, Зайкин.

ЦГАВМФ, ф. 410, оп. 2, д. 3659, лл. 14-16 об.