№  449

Из отношения Туркестанского генерал-губернатора российскому министру иностранных дел о положении эрсаринцев в Бухарском эмирате и перспективах их принятия в русское подданство

24 октября 1885 г.

...Вопрос об отношении русского правительства к туркменскому племени эрсари, обитающему на левом берегу [791] Аму-Дарьи, имеет весьма серьезное значение для внутреннего положения Бухарского ханства и для последующих отношений наших к Бухаре,

Несмотря на неполноту сведений, имеющихся об экономическом и политическом положении упомянутого племени, не подлежит сомнению, что в настоящее время туркмены Эрсари, живущие между пределами Афганистана и Чарджуем, состоят юридически и фактически в подданстве бухарского эмира. Хотя от времени до времени от некоторых эрсаринцев, и в особенности от Гельды-Кока, именующегося Гельды-ханом, врага эмира Сеид Музафара, поступили к русским властям просьбы о принятии всего эрсаринского племени в русское подданство, большинство эрсаринцев довольствуется занимаемым ныне положением ввиду тех привилегий, коими они пользуются в сравнении с прочими бухарскими подданными. Привилегии эти заключаются в том, что эрсаринцы, взамен уплаты хараджа (поземельного сбора) натурой, подобно узбекам, в размере 1/5 и до 1/3 урожая платят лишь 1- 1/2 теньги с танапа (около 1 р. 50 коп. с десятины) в год деньгами, что они управляются своими аксакалами (старшинами) и для поддержания порядка поставляют по найму конных милиционеров керкинскому и чарджуйскому бекам. Регулярные бухарские войска, в числе 400 пехотинцев в Керки и 1000 в Чарджуе, расположены в упомянутых двух пунктах, служащих административными центрами двух бекств, на которые разделяется территория эрсаринцами. Гарнизон Чарджуя ежегодно сменяется сарбазами из Бухары.

Эмир Сеид Музафар относится с большой заботливостью к своим владениям на левом берегу Аму-Дарьи и ревниво оберегает права свои на эту территорию. Минувшей весной он нарядил строгое следствие, порученное его любимцу Рахматулла-бию, над керкинским беком вследствие жалобы некоторых жителей на излишнее взыскание с них поземельного сбора. Следствие подтвердило справедливость жалобы, излишне взысканный сбор был возмещен беком, и оказавшиеся виновными сыновья его доставлены арестованными к эмиру. В Чарджуе же беком служит один из взрослых и наиболее способных сыновей Сеид Музафара. В экономическом отношении левый берег Аму-Дарьи по обилию воды, плодородию почвы, густоте населения не уступает лучшим областям Бухарского ханства — долинам Зеравшана и Кашка-Дарьи.

При распространении до берегов Аму-Дарьи нравственного умиротворяющего влияния русского соседства страна эрсаринцев пользуется образцовым внутренним и внешним порядком и спокойствием, и нельзя же сказать, что в отношении прочности такового Чарджуйское и Керкинское бекства [792] стоят, может быть, даже выше менее привелегированных внутренних областей Бухарского ханства. Во всяком случае бекства эти составляют такую же неразрывную часть бухарских владений, как Шахризяб или Зиятдин, и изъятие из-под власти эмира имело бы такое же значение, как присоединение к русским владениям упомянутых двух пограничных с Россией областей.

Намерение, выраженное русским правительством, по-прежнему твердо отстаивать как наши собственные права, так и права Бухары, находящиеся в связи с разграничением с Афганистаном, возлагает, несомненно, на императорского комиссара обязанность озаботиться обеспечением для части эрсаринского населения, обитающей на северо-западе от пограничного с Афганистаном пункта, пастбищ и других удобств; наравне с русскоподданными туркменами. Но при этом полковник Кульберг, вероятно, не упустит из виду, что упомянутое население, долженствуя, как указано в инструкции от 26 сентября 1, признать над собою власть России, имеет, по крайней мере, в настоящее время подчиниться таковой, непосредственно, а лишь наравне с прочими составными частями покровительственного России Бухарского ханства, так как, согласно вышеупомянутому письму тайного советника; Влангали, преподанными императорскому комиссару правилами несколько не предрешается вопрос о будущих отношениях наших к эрсаринскому племени. Я счел долгом несколько подробно коснуться изложенных выше обстоятельств, дабы представилось возможным заблаговременно предотвратить какие-либо недоразумения по вопросу о подданстве эрсаринцев русской части разграничительной комиссии с местным населением и с бухарскими властями недоразумений.

В этих же видах я считаю совершенно необходимым упомянутое в письме моем от 15 минувшего сентября прикомандирование к русской части разграничительной комиссии на время работ у левого берега Аму-Дарьи состоящего при мне дипломатического чиновника или политического агента в Бухаре.

Что же касается до общего вопроса о будущих отношениях наших к эрсаринцам, нельзя не согласиться, что разрешение его будет облегчено сведениями, собрание коих возложено на полковника Кульберга. При этом, однако, едва ли подлежит сомнению, что непосредственное подчинение эрсаринцев русской власти вызвало бы присоединение к русским владениям всей левой береговой полосы Аму-Дарьи от афганской до хивинской границы, занятие русскими войсками [793] крепостей Керки и Чарджуя и коренное изменение отношений, ныне существующих, между русским правительством и Бухарой.

Примите и пр. 2

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 596, лл. 13-17. Копия.


Комментарии

1. Документ датирован впрочем, 1 мая 1886 г. ЦГИА, Груз. ССР, ф. 521. оп. 10, д. 79, лл. 19-29.

2. Документ без подписи.