№  406

Доклад подполковника Назарова о ходе присоединения к России Мерва

февраль 1884 г.

В 1881 г. Россия вынуждена была подчинить себе силою оружия Ахал-Текинский оазис. Этим завоеванием мы приблизились к Мерву.

Погром под Геок-Тепе, тяжко поразив туркмен-теке, произвел потрясающее впечатление и на родственных им мервцев, которые, убедившись в невозможности борьбы с Россией, обратились в 1881 г. через своих выборных к ее покровительству.

С высочайшего соизволения представители различных отделений Мерва были приняты в Асхабаде и заключили с нами договор, по которому за обещанное Россией покровительство с сохранением самостоятельного внутреннего их управления и необложения никакими налогами обязывались: прекратить грабежи, давать почте и караванам охрану за установленную плату, принимать с почетом тех лиц, коих правительство наше будет временно посылать в Мерв.

Но в Мерве не имелось прочной организованной власти. Даже ханы каждого из 4-х главных отделений, составляющих население оазиса, не могли быть ответственными за своих свободолюбивых и своевольных родичей.

Поэтому и по вопросу о признании покровительства России между мервскими племенами не было полного единства, и в то время, как одни из их представителей договаривались с нами через начальника Закаспийской области в Асхабаде, другие отправились в Хиву и изъявляли готовность подчиниться русскому правительству через посредство назначенного хивинским ханом правителя. Эта форма [716] влияния на мервские дела через вполне подвластного нам хана хивинского представлялась как Туркестанскому, так и Кавказскому начальствам одинаково для нас выгодною и возможною под условием исполнения мервцами тех же самых обязательств, которые предъявлялись им при договоре в Асхабаде.

На сих основаниях хивинскому хану разрешено было удовлетворить желание искавших его посредничества некоторых мервских племен, и он послал к ним своего ставленника. Но так как в географическом, этнографическое, политическом и экономическом отношениях Мервский оазис более связан с Закаспийским краем, то очень скоро обозначились неудобства такого двойственного влияния на население Мерва.

Вследствие чего было решено предоставить сношения с Мервом и упрочение нашего влияния только начальнику Закаспийской области, вместе с тем через туркестанского генерал-губернатора предложено хану хивинскому отозвать его ставленника.

Таким образом установившиеся наши отношения к населению Мервского оазиса, сознание этого населения о невозможности с утверждением русской власти в Закаспийском крае вести прежний образ жизни, наконец, порядок, водворившийся в Ахал-Текинском оазисе при русском управлении, — все это убедило мервцев в возможности мирного и спокойного существования под управлением и покровительством России. Убеждение это привело к тому, что мервское население решило принять русское подданство.

1 января 1884 г. на общем собрании большинства населения и четырех мервских ханов состоялось постановление, коим решено было просить о высочайшем соизволении государя императора на принятие Мерва безусловно и окончательно в подданство его императорского величества.

Государю императору благоугодно было изъявить высочайшее соизволение на удовлетворение желания мервского народа, и 31 января 1884 г. в Асхабаде ханы четырех племен мервских туркмен и двадцать четыре уполномоченных, избранных по одному от каждых 2000 кибиток, приняли безусловно подданство его императорского величества, подтвердив сие за себя и весь народ торжественною присягою.

Подполковник Генерального штаба Назаров.

ЦГВИА, ф. 400, д. 8, лл. 46-47.