№  400

Отношение начальника Главного штаба командующему войсками Кавказского военного округа о награждении мервских ханов и старшин 1

4 февраля 1884 г.

Государь император, по всеподданнейшему докладу ходатайства Вашего сиятельства, всемилостивейше соизволил пожаловать:

1. Четырем мервским ханам 2, присягнувшим ныне на подданство его императорскому величеству, — чин капитана милиции.

2. Прибывшим с ханами 25-ти депутатам народа — серебряные медали с надписью «За усердие» для ношения на шее с тем, чтобы медали эти были же выданы по распоряжению Вашего сиятельства от высочайшего имени, и [705]

3. Вдове известного Нурберды-хана Ахал-Текинского Гюль-Джамал — подарок ценностью в 1500 руб. из кабинета его величества.

Сообщая об этом Вашему сиятельству для зависящего распоряжения, имею честь покорнейше просить уведомить, по возможности в непродолжительном времени, об именах и фамилиях упомянутых 4 мервских ханов для внесения затем в высочайший приказ о производстве их в чин капитана милиции. Вместе с тем прошу приказать доставить в Главный штаб и именной список 25-ти мервских депутатов, коим будут розданы пожалованные серебряные медали с надписью «За усердие».

Что касается подарка, всемилостивейше пожалованного вдове Нурберды-хана Ахал-Текинского Гюль-Джамал, то об этом пожаловании вместе с сим сообщено министру императорского двора, и, по получении сего подарка в Главном штабе, таковой будет доставлен Вашему сиятельству 3.

Начальник Главного штаба, генерал-адъютант Обручев

ЦГИА Груз. ССР, ф. 229, оп. 1, д. 142, лл. 69-70.


Комментарии

1. Ходатайство об их награждении было возбуждено генералом Комаровым, который в своей телеграмме наместнику Кавказскому от 30 января 1884 г. это мотивировал тем, что «награды эти не останутся без полезных последствий». Кстати он ходатайствовал о награждении также и главного духовного лица в Мерве Кара-ишана золотыми часами (ЦГИА Груз. ССР. ф. 229, оп. 1, д. 142, л. 61).

2. О них см. ЦГИА Груз. ССР, д. 229, оп. 1, д. 142, л. 49.

3. Возбуждая в 1909 г., в связи с 25-летием присоединения Мерва к России, вопрос о повторном награждении указанных лиц или их наследников и лиц, обойденных в наградах, начальник Мервского уезда полковник фон-Фале отмечал, что «награждены мервцы были не особенно щедро, а заслуги их перед русским правительством несомненно велики. Оставив мервцев независимыми, равнодушно смотреть на их разбои нельзя было; медлить завоеванием было опасно, англичане могли бы нас опередить, следовательно, оставалось одно — поспешить присоединением Мерва хотя был вооруженной силой, но, принимая во внимание храбрость мервцев и их привычку к военным действиям, можно быть уверенным, что военная экспедиция против Мерва стоила бы России дорого как в смысле жертв людьми, так и деньгами». И далее: «Честь ислама присоединения Мерва принадлежит, бесспорно, генералу Комарову и тем доблестным русским людям, которые, исполняя приказание своего начальника, сумели довести дело до блестящего успеха. Но достигнуть цели мирным путем возможно было лишь благодаря сочувствию, или вернее содействию лучших и влиятельных людей из мервских туркмен. При этом содействие их для нас тем более ценно и тем более делает честь этим лучшим людям, что оно куплено не золотом, которым по своему обыкновению так щедро сыпал наш вековой соперник в Азии — Англия, а явилось результатом глубокого убеждения, что только под покровительством белого царя мервцы будут жить мирно и счастливо». Объясняя роль мервцев в мирном их присоединении к России, фон-Фале заключал: «Таким образом, без войны, без многочисленных затрат на военную экспедицию, почти даже без кровопролития был присоединен к империи и вновь приобщен к культуре древний Мерв, когда-то славившийся своей высокой культурой, обширной торговлей, цветущим земледелием...» (ЦГА ТССР, ф. 1, оп. 2, д. 5087, лл. 9-11).