№  358

Рапорт начальника Закаспийской области начальнику Главного штаба о результатах посылки в Мерв русского торгового каравана и мерах по дальнейшему укреплению русского влияния на текинцев Мерва

6/7 июля 1881 г.

В дополнение к телеграмме моей от 2 июля за №  126 1 имею честь донести Вашему превосходительству следующие сведения о ближайших результатах посылки в Мерв в феврале сего года каравана г. Коншина.

1) Подробное ознакомление с главнейшими путями, ведущими из Ахал-Текинского округа и Атека в Мерв, а также сбор военных и статистических данных об этой до сего времени мало известной стране. Сведения эти, собранные сопровождавшими караван двумя офицерами: прапорщиком Алихановым и хорунжим Соколовым — будут представлены в непродолжительном времени.

2) В политическом отношении главные результаты посылки каравана заключаются в открытии доступа для частных русских караванов в Мерв и в разубеждении мервцев в недоступности их страны. Сами мервцы, по свидетельству участников каравана, выразились, что «теперь, когда русские люди были в Мерве, можно считать Мерв наполовину покоренным».

Кроме того, с возвращением каравана мне сделалось известным, кто из жителей в Мерве пользуется наибольшим влиянием, а также получились более точные сведения о существующих там порядках, что, в свою очередь, дает возможность тщательнее следить за событиями в этой стране. Одновременно с караваном прибыла от вновь выбранных ханов депутация старших людей, а в мае явились лично оба хана: утамышский Майлы-хан и тохтамышский Каракули-хан, с которыми я 22 мая заключил мирные условия. [642]

3) В торговом отношении небольшой пробный караван сам по себе, конечно, не мог иметь серьезного торгового значения, и на него следует смотреть лишь,, как на испытание возможности для русских купцов проникнуть В Мерв и как на способ сбора торговых сведений. Действительно, ездившим с караваном купца Коншина г. Косыхом собраны весьма полезные сведения о том, какие из наших товаров и в каком количестве могут иметь сбыт в Мерве, о производительности страны й торговле Мерва с другими странами, о ценах, там существующих, на разные предметы; а главное — собраны точные данные о степени возможности, а также о выгодах и невыгодах направления бухарской торговли с Россией через Мерв и Асхабад. Одновременно и непосредственно за караваном прибыло в Асхабад несколько мервских торговцев, из которых один прежде никогда не бывший; в Ахале Комек-бай караванбаши выстроил в Асхабаде дом с лавками, с целью начать торговлю бухарскими товарами; он же посетил и осмотрел в торговых видах нашу железную, дорогу. В настоящее время названный караванбаши отправился в Бухару с небольшим караваном железа и нефти,, снабженный рекомендательными письмами к бухарскому кушбеги и к торговой фирме братьев Каменских. Комек предлагает провести в больших размерах караваны из Бухары через Мерв в Асхабад.

Со времени возвращения каравана по 1 июля десятью мервскими торговцами в разное время пригнано в Асхабад на продажу до 4 750 голов крупного скота и до 10 000 баранов и коз. Кроме того, на мервском базаре было объявлено народу о том, чтобы мервцы по возможности более сеяли хлопка, который в Асхабаде будет иметь верный сбыт.

Вообще в Мерве в настоящее время все спокойно, и уже с февраля не слышно о каких-либо грабежах. Каждый хан содержит около 100 кибиток нукеров специально для уничтожения грабежей. Ввиду сего я полагаю, что в настоящее время караваны, особенно если будут снабжены соответствующими письмами к известным мне мервским влиятельным лицам, могут следовать безопасно.

Посылка в Мерв русских караванов, бесспорно, может служить значительным подспорьем в деле умиротворения страны, так как мервские туркмены через это постепенно будут привыкать видеть у себя русских людей и мало помалу убедятся о возможности приобрести благосостояние другим путем, чем грабежом, а потому повторение [643] сделанного весною опыта посылки каравана я считаю вполне полезным, причем, однако, считаю неудобным посылать с караванами офицеров. Но ввиду отдаленности Мерва от занятых нашими войсками пунктов, нельзя ручаться за прочность в будущее время настоящего спокойного состояния в Мерве и нельзя надеяться на достижение полного умиротворения мервского народа одними торговыми сношениями, особенно в случае вмешательства в дела Мерва враждебной нам власти, поддерживающей во вред нашим интересам природные наклонности мервцев к разбойничьей жизни, тем более, что туркменские народы, а в особенности текинцы, никогда не отличались склонностью к торговле. Действительною мерою как для фактического надзора за тем, что делается в Мерве, так и для противодействия иностранному влиянию в этой стране, а также для большего обеспечения на будущее время безопасности торгового движения может служить расположение небольшого отряда в каком-либо пункте на границе мервских земель. Самым выгодным в этом отношении пунктом является урочище Карры-Бенд на Теджене, центральное положение которого позволит наблюдать за тем, что делается в Мерве, а также и между мервскими туркменами, кочующими как в Тедженском оазисе, так и в окрестностях Серахса. Расположением отряда в Карры-Бенд мы владеем водою всего Тедженского оазиса, так как пункт этот расположен выше выхода из реки всех канав, орошающих названный оазис.

Карры-Бенд находится на берегу самой реки на кратчайшей и лучшей дороге между Атеком и Мервом в 200 верстах от Асхабада, в 80 верстах от сел. Каахка и в 90 верстах от начала Мервского оазиса. От Карры-Бенда до такого места на р. Мургабе, откуда мы можем владеть мервской водой, до 140 верст. В Карры-Бенде имеется старое небольшое укрепление, которое легко можно приспособить для обороны. Подвоз провианта из Атека вполне обеспечен. Весною в окрестностях хорошие пастбища.

Ввиду сего казалось бы полезным в более или менее непродолжительном будущем занять Карры-Бенд.

ЦГА ТССР. ф. 1, оп. 2, д. 5159, лл. 54-57.


Комментарии

1. Телеграмма от 2 июля №  126 приобщена к секретному делу 1882 г. под №  21 «О торговле с соседями».