№  323

Договор между русским командованием и мервскими туркменами об урегулировании взаимоотношений

16 ноября 1881 г.

Мы, нижеподписавшиеся: и. д. начальника штаба Закаспийской области Генерального штаба полковник барон Аминов, за отсутствием и по поручению начальника области генерал-лейтенанта Рерберга, и уполномоченные от живущих в Мерве теке-туркмен обществ заключили следующее условие:

Мы: Халлы-хан Коушут-хан-оглы, Анна Мухаммед-хан Беркели-хан-оглы, Чары-хан Котур Мираб-оглы, Ягмур-хан Мерген-бек-оглы, Баба-хан Сувяк-оглы, Карры-хан Кярим Кизыл-оглы, Худай Кули-хан, Бек Мурад-хан-оглы, Софи-хан [598] Ходжа Нефес Пахливан-оглы и Назар-хан Гельды-хан-оглы обязываемся и обещаем от имени своего и вышеназванных обществ:

1-е. Никогда и ни под каким предлогом не поднимать оружие против русских и во всем слушаться приказаний я советов русских начальников, поставленных государем императором Всероссийским над туркменскими народами.

2-е. Прекратить навсегда разбои и грабежи как проходящих через Мерв и другие земли караванов, так и жителей соседних туркменских и других стран, а также персидских земель. В случае же учинения кем-либо из нашего племени разбоев обязываемся подвергать виновных наказаниям по шариату и возвращать потерпевшему все награбленное имущество, а при невозможности этого исполнить — возмещать потерпевшим стоимость ограбленного. В этих случаях обязываемся безусловно выполнять решения русских властей.

3-е. Прекратить навсегда торговлю невольниками.

4-е. Принимать с должным почетом лиц, которые по временам будут посылаться в Мерв от русских властей и посылать от себя по временам особых посланцев к начальнику Закаспийской области.

5-е. Давать охрану русским торговым караванам, а также караванам других соседних народов, проходящих через Мерв и Хиву, Бухару и Персию, за установленную плату; кроме того, допускается взимание существующего по обычаю сбора с караванов. Размер этого сбора, а также плата за охрану караванов определяются по соглашению с начальником Закаспийской области.

6-е. Кроме русских посланцев, не допускать в свои земли агентов от других правительств.

7-е. Давать лошадей с провожатыми за установленную плату для курьеров, которые будут посылаться от русских начальников в Закаспийской области в Хиву, Бухару, Ташкент и другие места.

Все вышеизложенное обязуемся свято исполнять, в чем клянемся на святом ал-коране.

В случае, если Халлы-хан Коушут-хан-оглы, Анна Мухаммед-хан Беркели-хан-оглы, Чары-хан Котур Мираб-оглы, Ягмур-хан Мергян-бек-оглы, Баба-хан Сувяк-оглы, Карры-хан Кярим Кизыл-оглы, Худай Кули-хан Бек Мурад-хан-оглы, Софи-хан Ходжа Непес Пахливан-оглы и Назар-хан Гельды-хан-оглы свято исполнят все вышеизложенное, то я, и. д. начальника штаба Закаспийской области Генерального штаба полковник барон Аминов, по поручению начальника области обещаю от имени русского правительства следующее: [599]

1-е. Не нарушать ни религии, ни обычаев, ни порядка управления, ныне в Мерве существующих.

2-е. Не назначать в Мерве особых русских начальников.

3-е. Не налагать на мервцев никаких податей.

4-е. Оказывать мервским туркменам в русских пределах то же покровительство, которое со стороны русского правительства оказывается подданным бухарского эмира и хивинского хана. 1

ЦГА ТССР, ф. 1, оп. 2, д. 5130, лл. 1-2.


Комментарии

1. Аналогичный договор был заключен и с другими отделениями мары-текинцев, в частности с векильцами (ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 740а, лл. 101-102). Все эти договоры заключались администрацией Закаспийской области, кроме договора с утамышцами, который был заключен начальником Аму-Дарьинского военного отдела 16 октября 1881 г. (ЦГИА Груз. ССР, ф. 1, оп. 29, д. 521, лл. 17-62).