№  312

Донесение инженера Лессара начальнику штаба Закаспийской области о положении в Атеке, действиях каджарских властей и провокациях англичан в Мерве

26 октября 1881 г.

На четвертый день по выступлении из Асхабада я с рабочими подошел к Баба-Дурмасу. Получаемые Вами сведения о работах в этом пункте верны 1, впрочем, новое укрепление не сооружается, а только возобновляется старое. Возобновленные части резко отличаются от старых и дают полную возможность судить о том, что сделано, так сказать, на днях. Бывшее текинское укрепление такого же вида, как и остальные по оазису: четырехугольник, огражденный глиняными стенами, и четыре круглые башни; ров неправильного следа. Укрепление, должно быть, дельно не исправлялось и представляло собою груду развалин; стены едва возвышались над грунтом; от башен, оставались только основания.

Новыми работами стены местами возвышены до полной высоты; три башни возобновлены, и небольшая 4-х угольная башня воздвигнута над воротами. Все это сделано не из глины, как части старого укрепления, а из сырцового кирпича, часть которого заготовленная, но не употребленная, видимо; лежит около укрепления; тут же мы нашли двое деревянных носилок; около 50-ти тонких деревьев разбросаны частью по укреплению, частью в стороне от него; из такого же леса сделаны крыши в трех возобновленных круглых башнях и пол в четырехугольной.

По углам укрепления начаты две пристройки для жилья. Кто производил работы, не могу сказать, так как людей мы не застали; но ушли они не задолго до нашего прихода, так как вода была отведена от укрепления настолько недавно, что [586] арык не успел еще обсохнуть; около версты от укрепления он был перегорожен камнем, и вода спущена в лощину: мы отвалили камень, и к ночи ручей снова протекал мимо укрепления.

Работа изысканий подвигается удачно, благодаря благоприятной погоде: 25-го числа достигли Лютфабада, откуда и посылаю это письмо: завтра предполагаю сделать дневку и затем, пользуясь хорошими днями, вероятно, последними этою осенью, так как ноябрь здесь один из худших месяцев, пойду вперед в ожидании других приказаний; предполагаю сделать следующую стоянку в Хосроу. Изысканиями определены расстояния от Асхабада до Анау 13 верст, от Анау до Гяурса — 20 верст и до Баба-Дурмас — 38 верст; от Баба-Дурмаса до Лютфабада 21 верста, итого 92 версты.

Продолжаю письмо, так как тотчас по приезде в Лютфабад его отправить не удалось; проводник, которого я послал отыскать желающего доставить пакет в Асхабад, вернулся со словами, что без разрешения старшины никто не может ехать в Асхабад. Я отправился к старшине (ага), он принял меня крайне сухо: сказал, что не вправе дать курьера в Асхабад, на это нужно разрешение хана в Мамед-абаде; на мою просьбу о содействии, если оно понадобится, обещал свою помощь, насколько это будет возможно, сепахсалар, по его словам, был недавно в Келяте, теперь уже вернулся в Мешхед, где я его, вероятно, увижу. Ага также подтвердил базарный слух, что около 20 числа, 700 (другие говорят 3000) текинцев в Мерве были готовы к выступлению; но куда они направляются — неизвестно. В Лютфабаде этот слух получен из Мамед-абада, как предупреждение жителям, которые страшно перепуганы: сами прячутся и скотину на ночь загоняют в укрепление; вообще по всей линии принимаются всякие предосторожности. Надеюсь из Каахка сообщить дальнейшие сведения. Здесь все толкуют, что теперь положение дел в Атеке совершенно изменилось против того, что было две недели тому назад; будто бы в Мерв на днях прибыл какой-то англичанин; это событие связывается с выступлением текинцев, иные говорят, что текинцы именно на нас, так как до них дошел слух о наших работах и они боятся, что мы идем исследовать путь для движения войск. Наконец, Вы, вероятно, знаете, насколько справедлив слух, что Абдурахман — здесь все говорят: англичане взяли Герат. Эюб-хан будто бы бежал сначала в Мешхед, но потом вернулся в Афганистан и назначен губернатором Герата. Слух о взятии Герата впервые дошел до нас еще в Гяурсе. [587]

Если подтвердится слух о выступлении текинцев, то не признаете ли возможным усилить наше прикрытие еще од ним взводом (у нас во взводе только 21 человек)?

Письмо отправляю через поверенного майора Корицкого, который сегодня посылает верблюдов с хлебом в Асхабад.

И. Лессар

ЦГА ТССР, ф. 97, оп. 1, д. 259, лл. 16-17.


Комментарии

1. В своей телеграмме начальнику Закаспийской области от 24 сентября 1881 г начальник штаба отчасти сообщал, что российский посланник, в Иране уведомил его, что, по приказанию иранского правительства, хорасанский наместник остановил строительство этой крепости и вывел отсюда занявшее эту территорию иранское население (ЦГА ТССР, ф. 97, оп. 1, д. 259, л. 13).