№  310

Донесение российского посланника в Иране Азиатскому департаменту МИД об антирусских происках английской агентуры в Мервском оазисе

В дополнение к секретной телеграмме моей от 19-го сего месяца долгом считаю сообщить Вашему высокопревосходительству, что, несмотря на испытанные им в Мерве невзгоды и невыгодное впечатление, которое оставило в нем [582] пребывание в этой местности, корреспондент газеты Daily News» г. О’Донаван тотчас же по возвращении в Персию вновь вошел в роль защитника независимости мервских туркмен против честолюбивых замыслов России. Роль эту он не переставал играть и до своей поездки в Мерв, а так как он не принадлежит к числу правительственных агентов, то остается придти к заключению, что он делал это с целью придать личности своей наиболее рельефности и подделаться под господствующие в Англии предубеждения. Может быть, им руководило отчасти и негодование, которое он питает к нам вследствие отказа генерал-адъютанта Скобелева дозволить мне ему сопровождать нашу последнюю экспедицию.

Как бы то ни было, но как в Мешхеде, так и в Тегеране названный иностранец продолжал относиться к нам крайне враждебно. Сам я не имел случая повидать, но об отзывах его мною получаемы были сведения из различных источников.

Проезжая через Решт, г. О’Донаван посетил управляющего нашим консульством, с которым был уже ранее знаком. Из письма, полученного мною на днях от г. Власова, явствует, что г. О’Донаван рассказывал ему много любопытного о Мерве и о своем пребывании между туркменами, причем вымыслы играли, впрочем, не последнюю роль в его рассказах.

Между прочим, он не раз упоминал о тревоге, которую внушают мервцам завоевательные планы России, в существовании коих он, г. О’Донаван, нисколько не сомневается, а присовокупил, что в настоящее время всю надежду свою туркмены возлагают на покровительство и заступничество Англии.

Когда г. Власов усомнился в основательности этого отзыва, г. О’Донаван предъявил ему несколько бумаг, полученных им от мервских старшин. В числе их находилось прошение за печатями 28-ми ханов, и, между прочим, таких, кои пользуются влиянием между своими единоплеменниками. Просители сообщали английскому корреспонденту, что в Мерв имеет в скором времени прибыть русский посланец (вероятно, Тыкма-сардар) с тем, чтобы склонить туркмен поступить под русское покровительство, и что, благодаря страху, внушаемому Россией, большинство мервцев расположено высказаться в пользу подчинения этой державе. Ввиду этого ханы умоляли О’Донавана поспешить с отъездом в Лондон с тем, чтобы передать великобританскому правительству их ходатайство о принятии мервского населения под защиту Англии. [583]

Все это подтверждает основательность уже до сего сообщенных мною императорскому правительству сведений о том, что поездка г. О’Донавана в Мерв имела исключительно целью агитацию против России.

Судя по последним сведениям из Мерва, известия о взятии Герата эмиром Абдурахман-ханом подняло дух многочисленных приверженцев соглашения с Англией. До генерала Рерберга дошли даже слухи, что будто бы Махтум- кули-хан вошел с англичанами в сношения, получил от них подарки и отправляется со своими всадниками на службу эмира.

В то же время часть мервского населения вновь принялась за грабежи. В Мешхеде получено было сведение, что значительные шайки готовы ринуться на пограничные округи Хорасана, в особенности на Джамский, и покойный сепахсалар нашел нужным сосредоточить значительный отряд близ Серахса.

Известие это, впрочем, не. оправдалось, и мервские шайки вторглись в пределы Гератской области, где произвели страшные опустошения и захватили, между прочим, несколько сот пленных.

Влияние, которое мы начинаем приобретать в Мерве, нам следует направить к предупреждению в будущем подобных враждебных покушений, так как вторжения мервцев в пределы Афганистана могут при случае послужить Англии поводом к вмешательству в туркменский вопрос, который отныне должен сделаться исключительно русским вопросом. 1

С глубочайшим уважением и пр. 2

ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 540, лл. 10-12. Копия, гектограф.


Комментарии

1. На документе резолюция: «Присланные при этом копии депеш сообщить для сведения начальнику Аму-Дарьинского отдела, поручив ему распорядиться через посредство хивинского хана предварить мервцев пояснив данные ими обязательства, не предпринимать набегов на афганские и персидские владения. Г-л. Колпаковский 6.ХI.1882 г.».

2. Документ без подписи.