№  264

Из журнала военных действий войск Ахал-Текинской экспедиции за февраль 1881 г. о мерах по установлению нормального положения в Ахал-Теке

5 мая 1881 г.

В начале февраля назначенный заведовать водворением из прежние места жительства майор Сполатбог устроил свое управление в Геок-Тепе.

В распоряжение майора Сполатбога назначено было несколько офицеров и переводчиков, а также взвод казаков.

Деятельность этого управления заключалась:

1. В назначении аксакалов в каждое поселение.

2. В выдаче билетов на жительство.

3. В разборе жалоб между населением.

4. В устройстве сношения между войсками и населением для найма перевозочных средств.

5. В найме джигитов из текинцев и устройстве посредством их постового сообщения между Геок-Тепе и Асхабадом.

8 февраля майор Сполатбог донес, что им выдано свидетельство на водворение 1700 кибиток.

Жители оазиса не только возвращались из песков, но даже из Мерва и Теджен-Дарьи.

Некоторые жители при возвращении их просили вспомоществования, для чего из захваченных в Геок-Тепе складов им выдано 400 четвертей пшеницы и 100 джугары.

12 февраля разрешено было выдать им еще 200 чувалов муки, 100 чувалов пшеницы и 100 чувалов джугары.

Войскам отряда дано было строгое приказание обращаться с водворившимися жителями хорошо, причем им строго воспрещалось брать что-либо безденежно у населения.

9 февраля бомбардир 3 подвижной батареи Титов в нетрезвом виде ворвался в кибитки текинцев, причем убил одного текинца и ранил женщину.

Приказом 10 февраля за №  61 собран полевой военный суд, который приговорил вышеозначенного бомбардира к расстрелу. Приказом 11 февраля за №  63 приговор суда приведен в исполнение в крепости Денгли-Тепе.

Во все продолжение месяца происходило возвращение жителей, которые селились на прежних своих местах и [530] немедленно же занялись хлебопашеством. Население охотно давало войскам в наем верблюдов, причем цена за верблюда определена была 15 рублей 20 коп. от Асхабада до Бами.

Оазис принял совершенно мирный вид.

После 12 января в оазисе не раздавалось более ни одного выстрела.

По оазису могли путешествовать безопасно одиночные всадники, и конвои транспортов уменьшены были до 40 и даже до 25 человек.

Для определения будущей границы с Персией чины корпуса военных топографов отряда командированы были произвести съемки пограничного пространства.

Классный топограф титулярный советник Сафонов производил съемку в районе от Асхабада до Лютфабада и Каахка, корпуса военных топографов штабс-капитан Гламаздин — в районе от Асхабада до Геок-Тепе, а майор Мепеляев — от Геок-Тепе до Бами.

Начальник штаба войск, действующих в Закаспийском крае, генерал-майор Гродеков

ЦГИА СССР, ф. 1, д. 230, лл. 60-75.