№  227

Рапорт начальника Аму-Дарьинского отдела и. д. туркестанскому генерал-губернатору о мерах по прекращению снабжения ахал-текинцев продовольствием населением Хивинского ханства

4 сентября 1879 г.

Полученный по эстафете конверт за №   485 на имя хана хивинского в тот же день мною отправлен с поручиком 8 Туркестанского линейного батальона Алексеевым с обязательством вручить его лично хану хивинскому и дождаться ответа для доклада Вашему превосходительству.

Хотя нет никаких оснований сомневаться в. том, что хивинский хан лично постарается по мере сил привести в исполнение предложение Вашего превосходительства, выраженное в письме за №  485 1 но и я должен доложить Вашему превосходительству, что всем обещаниям хана хивинского по поводу воспрещения продавать текинцам хлеб в обмен на баранов нельзя верить, так как все его распоряжения и меры на туркменских хлебных рынках останутся мертвой буквой, и он не в силах, и не рискнет распорядиться принудительно без поддержки русских войск, как бы сам лично не желал исполнить волю Вашего превосходительства, — единственный способ остановить отправку хлеба нуждающимся ахал-текинцам — это выслать отряд русских войск из Аму-Дарьинского отдела и расположить его среди кочевья туркмен Хивинского оазиса, на прямом сообщении между колодцами, занятыми откочевавшими ахал-текинцами и кочевьями туркмен Хивинского ханства, 2; эта мера, по моему мнению, [440] может послужить если не совершенному прекращению, то, по крайней мере, к уменьшению вывоза хлеба, а без отряда русских войск хлеб, несмотря на запрещение хана, будет вывозиться, если не из узбекских рынков, то от туркменских непременно, вследствие обильного урожая у туркмен и выгодного сбыта.

В ожидании распоряжения Вашего превосходительства о высылке отряда на левый берег я буду следить через лазутчиков, какими мерами хан будет исполнять требования Вашего превосходительства. 3

Начальник отдела полковник Гротенгельм.

ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 458, лл. 32-33. Подлинник, рукопись.


Комментарии

1. В ответном письме от 8 сентября 1879 г. хан писал, что он сделает все, «чтобы никто из жителей Хивинского ханства не имел с текинцами никакого сношения и в случае приближения их к границам ханства лишить их возможности пользоваться на базарах каким-либо продовольствием, — одним словом примем все надлежащие меры... (ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 458, л. 41).

2. Основываясь на сообщении доставившего письмо хану поручика Алексеева, начальник Аму-Дарьинского отдела в рапорте Колпаковскому от 12 сентября 1879 г. писал, что в разговоре хан «высказал намерение обратиться за содействием русской силы, если туркмены выкажут неповиновение его распоряжениям». Исходя из этого, Гротенгельм находил необходимым более активное вмешательство и высылку отряда такой силы, чтобы воспрепятствовать транспортировке хлеба» текинцами (ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, а. 458, лл. 39-40).

3. На документе резолюция Колпаковского: «Направлено по телеграфу приказание главного начальника. Отпуск отправленной телеграммы прилагается. 19 сентября 1879 г. г.-л. Колпаковский».