№  223

Рапорт и. д. туркестанского генерал-губернатора генералу фон-Кауфману о движении Красноводского отряда, о внутренних раздорах среди населения и отношении хана Хивы к туркменам Ахала 1

В дополнение рапорта моего от 25 сего августа за №  502, имею честь доложить Вашему высокопревосходительству, что 24 сего августа получен рапорт полковника Гротенгельма, в котором он доносит о сведениях, полученных им от пришедшего около 25 июля в Хиву из Ахал-Текинского оазиса торгового каравана.

Из рапорта этого усматривается, что войска отряда покойного генерал-адъютанта Лазарева подвинулись до Кизыл-Арвата и до Кара-Кала (на 40-верстной карте пункт этот [436] назван Кара-Сингер). Дальнейшее движение наших войск; туземцы определяли на Серахс. Говорят, что после незначительных стычек около Чата ахал-текинцы не оказывали сопротивления и в населенных местах исполняли все требования начальников отрядов. В Кизыл-Арвате начальником отряда русских войск было потребовано в контрибуцию по пуду печеного хлеба от каждого двора и требование это, вследствие сильнейшей паники между текинцами, было исполнено весьма быстро: утром отдано было приказание, а к вечеру оно уже было исполнено.

По слухам, ахал-текинский народ по отношению сопротивления русским войскам разделился на три неравных части: богатые кочевники уклонились от удара со своими стадами в пески и персидские владения; земледельцы предпочли остаться на месте, не оказывая сопротивления, и только очень немногие решили, собираясь в скопище, препятствовать движению отряда. По верным слухам, депутация от кочевого населения Ахал-Текинского оазиса обращалась к хивинскому хану, прося у него земли и воды; просьбу эту хан обещал исполнить и предоставить им просимое в местности выше Питняка на уроч. Саудагере, где незадолго была, по приказанию хана, реставрирована крепость для пришедших с Атрека ата-туркмен.

Ввиду подобного донесения полковника Гротенгельма к вместе с сим еще раз написал хану хивинскому, чтобы он отнюдь не оказывал никакого содействия кочевникам ахал-текинцам и не пускал их в ханство 2.

При этом считаю необходимым донести Вашему высокопревосходительству, что приказание его императорского высочества наместника Кавказа, о котором я имел честь телеграфировать Вам 22 августа, исполнено мною 23 августа» Причем сообщение хану хивинскому и предписание полковнику Гротенгельму отправлены были по эстафете через Самарканд и, дубликатом, через Казалинск.

Генерал-лейтенант Колпаковский

ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 458, лл. 50-51. Подлинник, рукопись.


Комментарии

1. Документ не датирован; адресован в Петербург, где в то время находился фон-Кауфман.

2. Это распоряжение последовало в результате телеграфного требований: Кауфмана из Петербурга от 23 августа 1879 г. «Воспрещение жителям Хивинского ханства, как желает Кавказский наместник, поторопитесь исполнить, демонстрацию признаю теперь лучше не делать»; речь идет о демонстрации к Сары-Камышу. (ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 458, л. 19).