№ 36

Из донесения и. д. российского консула в Астрабаде о действиях Красноводского отряда против туркмен

2 апреля 1873 г.

1 ...1) 1-го минувшего года марта незначительная часть отряда, придя к холму Хаджи-Кара и задержав Керим-хана с родственником его Курбан Суки, завладела пасшимися близ Хаджи-Кара верблюдами в числе 450, принадлежавшими джафарбаям. На следующий день другая часть отряда, еще менее значительная, чем первая, приходила в самое кочевье Керим-хана, останавливалась в его доме, взяла несколько лошадей, и затем, вместе с первою, перейдя Гурган, соединилась с отрядом г. Маркозова, расположившимся выше кочевьев племен деведжи и бадураж, граничащих с округом Кетулем (на с. в. от Астрабада), откуда войска двинулись далее к Гумбеди-Кабус на левом берегу Гургана.

2) По доставлении Керим-хана в отряд он был обласкан г. Маркозовым, который предложил ему послать к чарве за верблюдами, с предложением платы по 5 тум. за каждого верблюда, данного в наймы, и вознаграждения в 17 тум. в случае, если животное падет дорогою.

Посланные из отряда туркмены с предложением от Керим-хана возвратились, недоставив верблюдов потому, что чарва уже успела бежать и только лишь одно племя кер дало до ста верблюдов, получив за них в вознаграждение около 250 тум.

Керим-хан был оставлен при отряде 2, который отправился преследовать откочевавшую чарву и, нагнав ее, взял до 2000 верблюдов, принадлежащих различным племенам иомудов, джафарбаям (дав на В. от Астрабада, деведжи в окрестностях Кету л я, по берегам Гургана) и атабаям (племени таанэ).

Возвратись в Чекишляр, г. Маркозов отпустил Керим-хана, наградив как его, так Курбан Суки деньгами и обычными подарками, халатом а проч.

3) Из рассказа видно, что отряд был разделен и действовал по частям. Так, одна часть его двинулась по направлению к кочевьям гёкленов, расположенным в долинах Гургана. Старшина одного из гёкленских племен кырых, [ввиду] постоянно существующей вражды между племенами иомудов и [96] гёкленов, присоединился к отряду для - преследования чарвы иомудов-атабаев, которая, однако, названною частью отряда не могла быть настигнута. Гёклены возвратились, завладев имуществом чарвы, оставленным ею при побеге.

4) Наконец еще одна часть отряда преследовала племя аи (атабаи-иомуды), также обратившееся в бегство, с которым юна имела перестрелки.

Нa этом ограничивается сообщенное Керим-ханом. Легко может быть неточное; что касается до подробностей, то тождественное со всеми бывшими слухами относительно результата движения за Атрек — завладение верблюдами в числе до 3 тысяч 3.

Ко всему вышеизложенному долгом считаю присовокупить, что согласно сведениям, полученным мною с Ашур-Аде, отряд 27 минувшего марта выступил из Чекишляра.

Первоначальный состав его: двадцать рот пехоты, двадцать орудий и 600 человек казачьей кавалерии оказалось необходимым уменьшить по причине недостатка вьючных животных, вследствие чего восемь рот будут перевезены на судах общества «Кавказ и Меркурий» в залив Киндерли (севернее Карабугазского залива), где заготовлено 1000 верблюдов, доставить которых в Чекишляр оказалось невозможным 4.

ЦГИА Груз. ССР, ф. 15, д. 2, лл. 161-165. Копия рукописная.


Комментарии

1. Начало документа, посвященное слухам о причинах ареста Маркозовым туркменского старшины Керим-хана, интереса не представляет я не публикуется.

2. Каджарские власти сочли это достаточным основанием для вручения русским представителям ноты протеста на «арест» Маркозовым их, якобы, подданного (ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6853, лл. 67-68).

3. Далее следует не представляющее интереса повторение слухов о движении Красноводского отряда к Атреку и Гургану и объяснения консула по этому вопросу с чиновником по иностранным делам при иранском губернаторе Астрабада.

4. Документ без подписи.