№  24

Из рапорта начальника астрабадской морской станции российскому посланнику в Иране о рекогносцировке Красноводского отряда и отношении туркмен к русским войскам и хивинскому ханству

12 ноября 1871 г.

1 ...По последним известиям из Красноводского залива, часть отряда бывшего с подполковником Маркозовым в степи уже возвратилась, и сам он с остальною частью пошел [64] вокруг Балханских гор и прибудет в Молла-Кара 15 ноября, откуда, после нескольких дней отдыха, двинется к Атреку. Я ожидаю прихода его в первых числах будущего месяца к аулу Чекишляр. Часть провизии, назначенной для продовольствия отряда, уже привезена ко мне из Красноводска на барже «Чайка», а за остальными тяжестями я отправил транспорт «Аист». Отряд подполковника Маркозова доходил до урочища Сары-Камыш; ни о каких столкновениях с хивинцами или степными туркменами не было слышно, только туркмены рассказывают, что двое из иомудов, из числа сопровождавших наш отряд, были поставлены в Сары-Камыш для охранения колодцев и там убиты хивинцами.

Отношение иомудов к хивинцам по-прежнему неприязненное. Недавно возвратился из Хивы караван от чарвы, ходивший в Хиву за пшеницей, и туркмены, говорят, что хан очень сердится на них за службу русским и не приказал в другой раз приходить в Хиву, но, однако, не задержал караван, хотя и был предлог, потому что один из иомудов убил в ссоре какого-то узбека, любимца хана. Причину этого, как я полагаю, Только и можно объяснить тем, что и в это самое время войска наши находились в Сары-Камыше к иомуды-чарвы служат при нашем отряде 2.

ЦГИА Груз. ССР, ф. 5, д. 2241, лл. 11 -14. Копия 3


Комментарии

1. Начало документа, посвященное описанию казни трех туркменских старшин каджарскими властями, интереса не представляет.

2. Документ без подписи.

3. Дубликат копии в ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 166, лл. 7-9.