№  205

Рапорт начальника Главного штаба военному министру о положении в Мерве и отношении к ходатайству туркмен о принятии в русское подданство

19 марта 1879 г. 1

Из копии с рапорта начальника Аму-Дарьинского отдела от 24 января сего года, при сем прилагаемый, видно:

К начальнику Аму-Дарьинского отдела в январе настоящего года явились четыре туркмена-текинца с письмом от текинского хана Баба-хана, с которым Баба-хан сообщает о желании всех мервских текинцев вступить в русское подданство.

Этими посланцами, кроме того, показано:

1) Что в настоящем году приезжал в Мерв персидский посланник Насрулла-хан для заключения договора, который не состоялся вследствие требования этого посланника заложников и возвращения 32 пушек, отнятых некогда у персиян.

2) Что перед отъездом персидского посланника приехал в Серахс сын английского консула в Тегеране, который стремился привлечь деньгами и обещанием оружия мервских туркмен на сторону англичан против русских, на что будто бы туркмены не согласились, не желая ссорится с русскими. [402]

Несмотря на недоверие, высказанное начальником Аму-Дарьинского отдела к личности Баба-хана и его предложению, позволительно думать, что нам весьма выгодно воспользоваться представившимся благоприятным случаев завязать с мервскими туркменами сношения с целью парализовать происки англичан.

Весьма вероятно, что среди мервских туркмен существуют три партии: персидская, английская и русская. Отказываться от влияния на расположенных к подданству нашему туркмен равносильно усилению английской партии добавим, что персидская партия считает себя тоже противной русским, так как предположения о подданстве, делаемые этой партией персидскому правительству, совпадали несколько раз с движением наших войск к Ахалтекинскому оазису и прекращались с отступлением наших отрядов обратно. Предполагаемое занятие Ахал-Текинского оазиса в конце концов должно усилить русскую партию среди мервских туркмен, уважающих только силу и, быть может, поддерживая сношения с представителями этой партии сперва письменно, а затем через посольство, в недалеком будущем возможно мирное окончание мервского вопроса без военного движения и денежных затрат,

Если бы мирное подчинение нам мервских туркмен, пока еще мало вероятное, состоялось, то это событие произвело бы на Среднюю Азию, в особенности на Афганистан и Персию, огромное впечатление в нашу пользу и доставило бы нам значительные выгоды как политические, так в особенности торговые 2.

Ввиду интереса рапорта начальника Аму-Дарьинского отдела к туркестанскому генерал-губернатору от 24 января 1879 г. за №  231, не прикажете ли Ваше сиятельство копию с этого рапорта препроводить Кавказскому начальнику и в Министерство иностранных дел для сообщения нашему посланнику в Тегеране. 3.

Граф Гейден

ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 437, лл. 8-9 об.


Комментарии

 

1. Датируется по дате поступления к военному министру.

2. На документе резолюция военного министра: «Доложено его величеству. Генерал-адъютант Милютин 19 марта 1879 г.».

3. На документе резолюция: «Сообщите эти сведения Гирсу», кроме того, документ при отзыве от 3 мая направлен был Кауфману.