№  203

Из доклада Главного штаба о дислокации войск в Закаспии и неумелом руководстве их действиями 1

16 февраля 1879 г.

2 ...Силы эти 3 расположены гарнизонами в укреплениях Александровском, Красноводске, Михайловском, Чекишляре и Чате, причем в двух последних сосредоточено было в последнее время 14 рот. Положение наше в Закаспийском отделе, несмотря на значительные силы в нем собранные и на значительные ежегодные денежные затраты, постоянно к тому же вырастающие, — неопределенное.

В Закаспийском отделе мы фактически владеем только ничтожной полосой земли на пушечный выстрел от каждого [395] из наших укреплений, т. е. занимаем в отделе вполне оборонительное положение 4.

Оборонительная система в этом крае имеет свои выгоды и свои недостатки. Можно думать, что до настоящего времени выгоды этой системы могли перевешивать невыгодные 5.

К выгодам оборонительной системы в Закаспийском отделе относится:

1) Возможность избежать присоединения к нашим владениям огромных пустынных пространств с редким враждебным нам населением. Присоединение этих пустынь не было бы затруднительно, но поддержания в них спокойствия стоило бы весьма дорого людьми и деньгами. Причем траты эти легко могут быть вполне непроизводительными.

К выгодам наступательной системы в Закаспийском отделе относятся:

1) Возможность связать округа Кавказский и Туркестанский для поддержания в случае необходимости войск второго из них войсками Кавказской армии.

2) Возможность обеспечения и, может быть, обводнения Красноводско-Хивинских путей, имеющих для нас некоторое как стратегическое, так и торговое значение.

3) Возможность занятия на север от персидских границ такого пункта, который мог бы служить нам передовой базой для действия против Герата и далее к стороне Индии, в случае разрыва с Англией.

Достижение этих трех целей имеет тесное между собой отношение.

Установление связи между округами Туркестанским и Кавказским может быть достигнуто только занятием и обеспечением Красноводско-Хивинских путей.

Обеспечение Красноводско-Хивинских путей возможно только с занятием Ахал-Текинского оазиса.

Наконец, занятие этого последнего приведет в соприкосновение с мервскими туркменами, что в конце концов повлечет занятие Мерва и распространение наших границ до Афганистана.

В общем, при наступательной политике мы расширим наши владения в Азии еще на несколько сот тысяч квадратных верст, вынуждены будем усилить наши войска в [396] Азии 8-10 батальонами и прибавим к нашему бюджету новое бремя в несколько лишних миллионов.

Эти соображения, далеко не новые, удерживали нас до сих пор в оборонительной политике в Закаспийском отделе.

Но, приняв для этого края в принципе только оборону, мы на практике часто отступали от этого принципа. Со времени занятия Красноводска, почти ежегодно, по представлению местного начальства, производились на сотни верст в глубь степей экспедиции.

За время этих экспедиций войска наши никогда не встречали сколько-нибудь серьезного сопротивления, тем не менее состав войск, назначенных в экспедицию, постепенно возрастал, и с двух-трех рот, с которыми полковники Столетов и Маркозов доходили в 1870 и 71 годах, первый — до Кизыл-Арвата, а второй — почти до Хивинского оазиса (оз. Сары-Камыш), дошло до 1500-2000 чел., с которыми действовал в прошлом году генерал Ломакин.

Результат всех этих экспедиций был неблагоприятен для нашего влияния в Закаспийском крае. Туркмены принимали обратное движение наших войск за отступление, видели в нем признак нашей слабости и постепенно становились все более и более дерзкими. Наконец, в конце декабря прошлого года текинцы, собравшись в числе нескольких сот человек, произвели нападение на Чекишлярский пост, гарнизон которого состоял в то время из двух батальонов пехоты.

В настоящее время начальник Закаспийского отдела сделал представление о необходимости усиления войск Закаспийского отдела еще батальоном пехоты в 1200 чел. и двумя полевыми батальонами.

Вопрос о необходимости этого усиления решается различно, в зависимости от того способа действий, который мы намерены принять в настоящее время по отношению к Закаспийскому отделу.

Если мы, по-прежнему, решимся держаться оборонительного способа, то войск, находящихся в Закаспийском отделе, слишком много и часть из них вполне возможно вывести обратно на Кавказ.

Ограничиваясь только занятыми нами уже пунктами, для защиты их против туркменского населения при настоящем его вооружении и для действий в поле в районе наших укреплений достаточно двух пятиротных батальонов пехоты.

Эти 10 рот могут быть расположены следующим образом: [397]

В укреплении Александровском рота пехоты, [в] Красноводске две, [в] Чате три, Чекишляре подвижной резерв в четыре роты пехоты.

По мнению Кавказского начальства, в Закаспийском крае необходимо иметь: четыре 4-х ротных батальона пехоты и местную команду в 400 человек, из коих два батальона и местная команда составляют постоянные войска для занятия укреплений и два батальона составляют подвижной резерв и берутся из полков 21 дивизии. Сил этих слишком много для выполнения назначенной им цели.

Опыт войны в Туркестане показывает, что если наступательная сила наших войск против туземного населения весьма велика, то при обороне самый ничтожный отряд наш почти непобедим. Стоит вспомнить следующие подвиги наших войск: город Ташкент с 60 тыс. населения был взят штурмом 1000 русских штыков; хамства Бухарское и Кокандское завоеваны после ряда полевых дел и штурмов силою около 20 рот пехоты 6.

В Самарканде слабый батальон выдержал в продолжение 7 дней ряд штурмов в несколько десятков раз превосходящего числом неприятеля.

Под Иканом сотня уральских казаков отстоялась от скопища в несколько тысяч человек.

Под Чандыром отчаянная ночная атака нескольких тысяч конных и пеших туркмен была остановлена залпами двух рот из отряда генерала Головачева.

Наконец, припомним, что два батальона, расположенные в Аму-Дарьинском отделе, поддерживают спокойствие во всем Хивинском оазисе. Батальоны эти предоставлены собственной силе в течение нескольких месяцев до подхода первых подкреплений, между тем как два батальона, оставленные в Закаспийском отделе, могут быть поддержаны с Кавказа через несколько дней.

Военные действия в Закаспийском отделе не прибавили блестящей страницы в истории подвигов наших войск в Азии.

Кавказские войска, прекрасные по своему духу и достоинствам, но руководимые в Закаспийском крае лицами, не понимающими характера туркмен, в военных действиях в Закаспийском крае не только не находят для себя прекрасную боевую школу, как наши войска в Туркестане, но, можно думать, воспитывают в себе превратное и вредное представление как о наших противниках в Азии, так и о собственной силе. [398]

Для примера укажем на следующий факт:

В конце декабря прошлого года на Чекишлярское укрепление было произведено нападение партии текинцев 7.

Гарнизон укрепления состоял из восьми рот пехоты, трех орудий и сотни казаков.

Укрепление Чекишляр имеет солидную профиль.

По донесениям начальника гарнизона майора Жуковского, командира сотни и сообщению нашего посланника в Тегеране, дело происходило так: туркмены (на конях) бросились на исходящий угол укрепления, но, встреченные артиллерийским огнем, отступили, отогнав 100 верблюдов от кочевья мирных туркмен, находившегося в 1000 шагах от укрепления.

Туркмены затем отступили на 8 верст от укрепления и оставались там никем не тревожимые на пути нашего сообщения с укреплением Чат.

Восемь рот пехоты, отбив нападение туркмен, оставались за валами укрепления, а не преследовали неприятеля.

Мы потерь в этот день не имели (и не могли иметь), у туркмен потеря неизвестна, по донесению, перед укреплением туркмены оставили две убитых лошади.

Это странное дело не могло не обратить внимания кавказского начальства и на донесения начальника Закаспийского военного отдела начальнику штаба Кавказского военного округа от 2 января за №  14 была положена еле дующая резолюция командующего войсками Кавказской армии: «Не понимаю, почему майор Жуковский, имея в своем распоряжении два батальона, не выступил решительно против текинцев с рассветом 24 декабря и не преследовал их с помощью казаков и верных нам туркмен. Такой образ действий дал бы нам в результате по крайней мере нравственное преимущество. Резолюцию эту сообщить генералу Ломакину.

Вместе с тем, ввиду поощрения тяжкой службы наших войск в Закаспийском крае, разрешаю выслать двенадцать знаков отличия военного ордена нижним чинам Чекишлярского гарнизона и сделать представление о награждении офицеров». [399]

Можно утверждать, что полурота пехоты под командою молодца офицера, — и не за валами укрепления, а даже в чистом поле могла бы с не меньшим успехом, чем 8 рот под командою майора Жуковского отбить туркмен, нападавших на Чекишлярский пост, и нанести им значительно большие потери, чем две убитых лошади.

Два батальона, предполагаемые настоящей запиской достаточными для удержания за ними Закаспийского отдела 8, из коих один уже сформирован, а другой надлежит сформировать, должны быть бессменны в крае. При этом люди свыкаются с местными условиями службы, привыкают к климату и учатся ценить неприятеля по его достоинству.

Поэтому нельзя не согласиться с правильностью предположения переименовать эти батальоны в Кавказские линейные.

Затем, продолжая оборонительную систему действий в Закаспийском отделе, 17 рот от полков 21 пехотной дивизии могут быть возвращены в свои полки на Кавказе.

При принятии наступательного образа действий в отделе, 17 рот 21 дивизии, находящихся в Закаспийском отделе, составят отряд, достаточный для завоевания и удержания за нами всего Ахал-Текинского оазиса. Частным резервом ему и для обеспечения тыла будет служить 10 рот 2 линейных батальонов. Наконец, главным резервом могут считаться остальные 47 рот 21 пехотной дивизии, расположенные на Кавказе.

Большие отряды, чем в 15-20 рот, в Закаспийском отделе почти невозможны по недостатку перевозочных средств 9, по затруднительности их продовольствия и по незначительному местами количеству воды.

Что касается вопроса об артиллерии в Закаспийском отделе, то предположение главнокомандующего Кавказской армией выделить в отдел из состава 20 и 21 артиллерийских бригад две батареи (одну горную, а другую 4-фунтовую) совершенно разрешает этот вопрос.

Изложенные в настоящей записке мысли по вопросу об усилении войск в Закаспийском отделе сводятся к следующим заключениям:

1. Оборона Закаспийского отдела должна быть поручена постоянным войскам, а не привозимым временно с Карказа. [400]

2. Для обороны занятых в Закаспийском крае пунктов и для полевых действий в районе наших укреплений достаточно десяти рот пехоты, из них 6 рот расположены гарнизонами, а 4 составляют подвижной резерв.

3. Роты эти могут составить два линейных батальона.

4. Находящиеся в отделе 17 рот 21 дивизии могут быть возвращены к своим полкам.

Верно: полковник Куропаткин

ЦГИА Груз. ССР, ф. 521, д. 210, лл. 93-101. Копия заверенная.


Комментарии

1. Документ обнаружен в виде приложения к отношению военного министра главнокомандующему Кавказской армией от 20 февраля 1879 г. (ЦГИА Груз. ССР, ф. 521, д. 210, лл. 91-92).

2. Начало документа, посвященное описанию состава войск Закаспийского военного отдела, интереса не представляет.

3. Речь идет о войсках Закаспийского военного отдела, насчитывавших к этому времени 21 роту, местную команду, две сотни и 12 орудий.

4. «Вполне... положение» подчеркнуто.

5. Касаясь вопроса изменения численности и состава войск Закаспийского военного отдела, военный министр в своем отношении главнокомандующему Кавказской армией от 20 февраля 1879 г. отмечал, что они «рассчитаны на оборонительную с нашей стороны систему действий в этом крае» (ЦГИА Груз. ССР, ф. 521, д. 210, л. 91).

6. В походах 66, 67 и 68 роты наши были весьма слабого состава иногда менее 100 чел. в каждой.

7. Сила этой партии определялась весьма различно. По первому донесению генерала Ломакина она исчислялась в несколько тысяч человек. По донесению начальника Чекишлярского гарнизона в 5000 конных и 3000 пеших, по подробному донесению генерала Ломакина — в тысячу человек. По донесению командира казачьей сотни, высланной на другой день проследить неприятеля, — в 500 человек. Наконец, по донесению нашего посланника в Тегеране — всего в сто человек.

8. При этом Александровская местная команда может поступить на сформирование пятых рот в батальонах.

9. В походах в Закаспийском отделе на каждого солдата приходится в обозе один верблюд.