№  198

Обращение Баба-хана к хивинскому хану с просьбой о посредничестве в принятии русскими властями мервских текинцев в подданство

не ранее 24 января 1879 г.

В настоящее время наступили такие времена: подданные не согласны выполнять службу своего владетеля, а владетель не в состоянии охранять своих подданных; смотря на это, с искренним желанием изъявляя покорность русскому царю, мы решили вступить в подданство. Изъявляя искреннее желание покорности, обращаемся к Вашему величеству за советом и какой Вами будет дан совет, будем поступать согласно оного, потому, собственно, как мы убеждены, что в улучшении нашего положения Вы, как высший наш, примите милостивое участие; народ теке считает себя как Вашим и во всех случаях не разнит себя от Вас. Чистосердечная служба всякому послужит в пользу. Войти в подданство великого царя следует. Власти, поставленные от русского царя, находятся там; почему обращаемся к Вам с просьбою составить совет, принимая во внимание пользу обеих сторон и принять участие Ваше — обстановить это дело решительно, написав его императорскому величеству с ожиданием скорого ответа. Вашему величеству небезызвестно, если Вами будут постановлены положительные условия, то в народ нужно послать уполномоченных лиц и кто будет сопротивляться, того подвергнуть наказанию 1. Какие Вами будут поставлены условия, [381] то сообщить оные мне. Для этой цели мною посланы почтительные: Ораз Мухаммед-хан, Куды-ишан, Анна Дурды-бек и Анна-батыр, которым передав последовавшее оттуда распоряжение скорее благоволите возвратить; если пожелаете от них узнать что-либо о здешнем народе, то они сообщат на словах.

Баба-хан Коушутханов приложил печать.

ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 437, лл. 3-4 2


Комментарии

1. Интересно отметить, что Туркестанский генерал-губенатор, как он сам отмечал в своем рапорте от 28 февраля 1879 г. начальнику Главного штаба, не придавал «такому заявлению никакого значения» (ЦГИА Уз. ССР, ф. 1, оп. 34, д. 437, л. 6).

2. Копию документа см. ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1892, л. 12.