№  183

Распоряжение штаба Кавказской армии начальнику Закаспийского военного отдела о дальнейших действиях войск отряда

14/15 августа 1878 г.

С отменой предполагавшегося движения Красноводского отряда к Мерву действия наши в Закаспийском крае должны ограничиваться, согласно последовавшего, в [343] минувшем июле высочайшего повеления, достижением местных целей, направленных к упрочению спокойствия в крае.

На этом основании, по докладе изложенных в представлениях Вашего превосходительства от 14 и 21 июля сего года за № №   118, 170 и 172 соображений, его императорское высочество главнокомандующий приказать изволил: для обеспечения влияния нашего на приатрекских туркмен и развития дальнейших мер по обеспечению спокойствия степи я безопасности Хивинско-Красноводского пути основать предстоящие Вам отныне действия на нижеследующих указаниях:

А. Исключительное внимание Ваше должно быть направлено ныне на утверждении на р. Атрек.

Для сего, избрав новой базой действий для Красноводского отряда линию Атрека, предлагается Вам: 1) приступить ныне же к сооружению постоянного укрепления у места «Чат», которому и предназначается служить твердым опорным пунктом для могущих предстоять в будущем действий к стороне Текинского оазиса. В Чатском укреплении предполагается иметь постоянный отряд не менее 6-8 рот пехоты, при 3-4 сотнях кавалерии и 6-8 орудиях с ракетными станками, обеспечив оный как всеми необходимыми помещениями, так и устройством складов продовольствия и снаряжения. 2) Соединить это укрепление прочно обеспеченными сообщениями с одной стороны — с Чекишляром, где иметь постоянный же пост, с другой — с Михайловским заливом.

На приведение в исполнение изложенного назначается весь период времени от настоящей осени до осени будущего года.

Б. Что касается до предположений Вашего превосходительства о передвижении к Кизыл-Арвату или окрестностям его и далее, к восточной оконечности Текинского оазиса, для устройства крайнего нашего опорного пункта, то ввиду преждевременности этого предприятия, пока мы не станем прочной ногой на Атреке, и при недостаточно еще выясненных данных по отношению к условиям действий в том крае и даже по отношению к самой местности, не говоря, уже о сложности такого предприятия в смысле политическом, его высочество изволит признать удобо исполнимым в этом отношении лишь следующее: с весной будущего года, а если дело устройства на Атреке будет идти вполне успешно, то и ранее разрешается Вашему превосходительству производство исследования края от Чата к стороне Текинского оазиса, по берегам рек Сумбара и Чандыра и до [344] ближайших окрестностей Кизыл-Арвата с целью как ознакомления с местностью и путями, ведущими от Атрека по разные направлениям в глубь Текинского оазиса, так и определения у западной его оконечности в окрестностях Кизыл-Арвата будущего авангардного пункта нашего. Названные исследования местности должны носить характер лишь рекогносцировок, а потому должны производиться или посылкой отдельных лиц, или же при возможности и разведочных небольших колонн или партий. В случае же только особенно благоприятных условий водворения нашего на Атреке может быть допущено с весной же и выдвижение части отряда к Кизыл-Арвату 1 или избранному авангардному посту... 2

Генерал-лейтенант Павлов

ЦГИА Груз. ССР, ф. 521, д. 19.4, лл. 266-268 об.


Комментарии

1. Необходимо, впрочем, отметить, что распоряжением начальником штаба Кавказского военного округа от 10 сентября 1878 г, предписывалось: «Красноводский отряд неотлагательно возвратить в Чат и ныне же приступить к сооружению там укрепления... и одновременно с сим устройству обеспеченного сообщения Чатского укрепления с Чекишляром и Михайловским заливом, где и иметь постоянные посты» (ЦГИА Груз. ССР, ф. 521, д. 194, оп. 1, лл. 298-300).

2. Далее следуют не представляющие интереса распоряжения о передвижении войск.