№  168

Рапорт начальника Закаспийского военного отдела начальнику Кавказского горского управления о тяжести положения отряда в Кизыл-Арвате и отходе его в Молла Кара

9 июня 1877 г.

После донесения моего 28 мая №  102, вследствие совершенной невозможности оставлять далее отряд в Кизыл-Арвате, я предпринял рекогносцировку вдоль Кюрен-Дага для выбора более удобного пункта.

Как я уже докладывал в предыдущих рапортах, в Кизыл-Арвате войска были крайне обременяемы сбором топлива для варки пищи: коренья трав, бурьян и кизяк приходилось собирать и таскать верст за шесть и с каждым днем все далее и далее; для верблюдов корм был самый скудный и то в верстах в пяти от лагеря, вследствие чего для прикрытия табуна приходилось назначать ежедневно две роты с орудием и полсотни казаков. От бескормицы последнее время начался между верблюдами значительный падеж. Фуража [321] для лошадей тоже не было вовсе; при этом и климат Кизыл-Арвата, вследствие разливов по полям речек, оказался весьма нездоровым: люди стали сильно болеть лихорадками, много оказалось и глазных больных, вследствие постоянной пыли с 15 число больных быстро возросло до 100. Но к числу самых главных и важных неудобств Кизыл-Арвата нужно еще отнести необходимость получать все довольствие из Красноводска, за недостатком местных продуктов, и возможность для неприятеля во всякое время отвести от лагеря Кизыл-Арвата речку и лишить отряд воды. Словом, Кизыл-Арват оказался совершенно невозможным для занятия нашими войсками; на что при двух первых рекогносцировках этой местности (1870-1872) не могло быть обращено должного внимания, так как тогда имелось в виду лишь кратковременное пребывание войск, а не постоянное занятие на более или менее продолжительное время.

Рекогносцировка Кюрен-Дага указала только один пункт, представляющий некоторые местные удобства, — это Хаджам-Кала — старая крепость между Кизыл-Арватом и Кары-Кала; но там кругом так много болот, что летом, говорят, свирепствует сильная лихорадка. Прочие же пункты: Ушак, Арват, Иджара и Казанджик вообще маловодны. К расположению отряда севернее Кизыл-Арвата, в песках, и тем более не представляется никакой возможности.

Во время этой последней рекогносцировки, ко мне прибыли двое почетных текинских старшин, которые заявили, что они были перед тем у всех текинских ханов дальних и ближних, которые просили их передать мне, что хотя их люди, опасаясь нашего движения в глубь Ахал-Теке, и находятся еще в сборе, но что все они искренне желают окончить дело миром и вступить с нами в переговоры о том в Беурме, для чего просят прислать туда кого-либо из доверенных людей, причем для успеха этого дела просили также возвратить и всех их пленных. Я ответил, что ни в какие переговоры с ними об этом вступать не буду, требую от них безусловной покорности великому ак-падишаху и полного подчинения поставленным от него начальникам; пленных же возвращу, когда текинцы будут себя лучше вести, чем до сих пор и бросят грабежи.

По-видимому, текинцы сильно рассчитывают на помощь со стороны Мерва и всячески стараются лишь протянуть время. На мой ответ прибывшие старшины просили дать им двухнедельный срок, чтоб они могли успеть посоветоваться с своими ханами и аксакалами.

Окончив рекогносцировку Кюрен-Дага, отряд находился всего в 120 верстах от Молла-Кара, откуда только и мог быть [322] вполне удобно и безопасно обеспечен довольствием на дальнейшее время.

Принимая во внимание:

1. Невозможность занятия нами Кизыл-Арвата.

2. Необходимость обеспечить заблаговременно отряд довольствием на дальнейшее время из Красноводска, так как при настоящих обстоятельствах приобретать для сего что-либо из местных продуктов было немыслимо и посылать для сего оказии к морю, дробя и ослабляя и без того небольшой отряд, причем всегда можно было рассчитывать, что текинцы будут стараться отбить это довольствие. Имеющимся же по тем перевозочным средствам, коими мы располагали, продовольствием отряд был обеспечен, провиантом по 20 июня, а фуражом по 20 мая 1.

3. Необходимость перейти теперь же к морю для присоединения к отряду, с нетерпением ожидаемого усиления пехоты, ввиду разных новых весьма возможных случайностей, так как иначе это подкрепление не могло быть отправлено из Красноводска к отряду как по неимению там верблюдов, посуды для воды и других перевозочных средств, которые могли бы быть даны только от отряда, так, главное и потому еще, что при этом укомплектованию этому пришлось бы следовать почти без офицеров.

4. Необходимость обеспечить и устроить продолжение работы Урум-Дарьинской комиссии на основании представленных... 2 вместе особо при рапорте №  116 последних распоряжений по этому предмету туркменского начальства.

5. Необходимость возможно скорее, получить из Тифлиса новые указания и инструкции как по этому предмету, так и вообще для дальнейших действий наших в этом крае, о чем с сим вместе представляются мною подробные соображения при рапорте №  115 и о чем, находясь вдали в степях я мог получить распоряжения лишь через несколько месяцев; поэтому я счел необходимым, ввиду всех вышеизложенных обстоятельств перейти с отрядом на время в Молла-Кара, где и приступить уже к подвозке довольствия на состоящих в моем распоряжении военных судах.

При, этом имею честь присовокупить, что отпуская означенных выше текинских старшин, я объявил им, что отряд переходит на короткое время к морю, чтобы пополнить запасы продовольствия и присоединить следующие с Кавказа войска на усиление вверенного мне отряда.

Генерал-майор Ломакин

ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1438, лл. 69-73.


Комментарии

1. Фураж мы растянули при этом дней на 17 лишних.

2. Слово не разборчиво.