№  166

Рапорт начальника Закаспийского военного отдела начальнику Кавказского горского управления о приготовлениях ахал-текинцев и тяжести положения Красноводского отряда в Кизыл-Арвате

28 мая 1877 г.

В положении дел здесь за последнюю неделю ничего особенного не произошло.

Ханы и старшины как из ближних, так и из некоторых дальних крепостей продолжали являться во множестве все с теми же заявлениями покорности и преданности, коим нельзя придавать никакого значения.

Слухи носятся самые тревожные: говорят, Нурберды-хан, желая отомстить нам поражение, нанесенное его скопищам 12 мая, собирает против нас снова огромные партии, нанял 14 феррашей, чтоб прервать всякое сношение Геок-Тепе с ближними текинцами, дабы до нас не могли дойти слухи о его замыслах: забить все родники в Кизыл-Арватском ущелье и засыпать все колодцы по Красноводской дороге с тем, чтоб заморить нас без воды, причем подтверждается и слух, что Коушут-хан Мервский шлет к нему значительное подкрепление даже с артиллерией, которое на днях должно прибыть в Геок-Тепе. Но пока все эти слухи нуждаются еще в подтверждении.

Между тем, как я уже докладывал Вашему превосходительству никакого топлива для варки пищи и корма для верблюдов и лошадей здесь нет вовсе. Запасы, взятого из Красноводска продовольствия, по имевшимся у нас в начале похода перевозочным средствам (сухарей, крупы и баранов с 20 апреля по 20 июня и ячменя с 20 апреля по 20 мая) истощаются. Приобретать здесь что-либо из продовольствия покупкой, как прежде рассчитывали при настоящем положении дел, невозможно; посылать для сего оказии в Красноводск, ослабляя тем наш и без того небольшой отряд (1100 штыков) также невозможно. Поэтому мы [320] остаемся здесь до последней возможности, до последнего зерна фуража и затем для обеспечения заблаговременно отряда довольствием на дальнее еще время нам ничего не остается как перейти к морю, хотя и на самый короткий срок.

Генерал-майор Ломакин

ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1438, лл. 56-57.