№  163

Донесение российского консула в Астрабаде чрезвычайному посланнику в Иране о попытках каджарских властей установить свое влияние над туркменами-текинцами Мерва

18 мая 1877 г.

Сколько известно, переговоры с туркменами Ахал-Теке, начатые Абуль Хасан-ханом на основаниях, изложенных им в [315] донесении, за отсутствием его, остались без всяких последствий. Ныне переговоры происходят с туркменами-теке, населяющими Мерв, куда, как я имел честь сообщить в предшествовавших моих донесениях командирован Насрулла-хан Джами. В основание нового соглашения положено было возвращение туркменами прежде захваченных от персиян орудий 1, предоставление им для заселения Старого Серахса, выдача ими заложников и сформирование конной милиции, обязанной охранять северо-восточную границу Хорасана.

Из последних сообщений нашего торгового агента в Мешхеде видно, что туркмены не соглашаются выдать Насрулла-хану всех находящихся у них орудий. Ограничиваясь выдачей: пяти или шести пушек, они желают удержать остальные, как необходимые будто бы им для укрепления места нового их поселения, Серахса. Туркмены соглашаются выставить 1000 всадников для службы в Тегеране, под условием назначения им содержания и, кроме того, выдать 10 семейств в виде заложников, которые должны находиться в Мешхеде.

По другим известиям, полученным мною также из Мешхеда, соглашение между Насрулла-ханом и мервскими туркменами состоялось на условиях предоставления им Старого Серахса, который будет занят тысячью всадников, умеющих охранять хорасанскую границу за ежегодное вознаграждение в 20 тыс. туманов. По слухам, теке, проживающие в Мерве, разделились на четыре партии, выдают Насрулла-хану от каждой из них по одному орудию и десяти лошадей в виде подарка.

Сколько известно, на подарки и вознаграждения туркменских старшин при переговорах Насрулла-ханом издержано до 2 тыс. туманов, частью взятых им с собой, частью же высланных к нему из Мешхеда. С Насрулла-ханом ожидается прибытие в Мешхед до ста аксакалов, которые, говорят, будут отправлены в Тегеран для представления е. в. шаху.

В Мешхеде, по-видимому, мало верят в прочность настоящего соглашения с туркменами, потому что оно обусловливается такой значительной ежегодной денежной выдачей, как 20 тыс. туманов, потребных на содержание туркменских всадников. При известной неаккуратности и постоянных задержках в денежных выдачах, подобное предположение о непрочности соглашения не лишено основания, так как весьма трудно предположить, чтобы туркмены, не получая содержания, остались благонадежными защитниками Хорасанской провинции. [316]

Обо всем вышеизложенном я счёл долгом почтительнейше довести до сведения вашего пр-ва.

Консул в Астрабаде надворный советник Бакулин

ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1440, лл. 33-34.


Комментарии

1. Речь идет об орудиях, захваченных туркменами у каджарских войск во время известного их разгрома под Мервом в 1861 г.