№  160

Рапорт начальника Закаспийского военного отдела начальнику Кавказского горского управления о занятии царскими войсками Кизыл-Арвата

8 мая 1877 г.

Вчерашнее число благополучно занят нами Кизыл-Арват, во всем согласно данных мне его высочеством указаний, [309] изложенных в секретном предписании Вашего превосходительства 6 ноября прошлого года №   28, т. е. не прибегая к оружию и удержав на своих местах население ближайших текинских крепостей.

Из представляемых при сем писем ханов и старшин этих крепостей 1, Ваше превосходительство изволите усмотреть, что жители этих крепостей изъявляют нам полную покорность, готовы всегда служить нам и ожидают наших приказаний, что подтвердили и явившиеся ко мне вчера от них ханы и старшины. Но при всем том жители Кизыл-Арвата под впечатлением, вероятно, паники 1872 г. отошли отсюда верст за 30 к Коджу, и мы застали здесь одних лишь караульщиков полей. Старшины, впрочем, уверяют, что через несколько дней ко времени жатвы все их люди вернутся сюда. Говорят, дня за два до нашего прихода мимо Кизыл-Арвата пронеслось громадное стадо в несколько тысяч куланов; народу показалось, что обскакивает его наша кавалерия, и все пустились бежать, бросая и зарывая в песок пожитки.

От Айдына к Кизыл-Арвату я провел теперь отряд не по прежней маловодной дороге на Казанджик, а несколько севернее по окраине песков: на Ахча-Куйма (26 вер.), Шигак (26 вер.), Капланлы (18 вер.), Кутун-Куйма (17 вер.) и затем на юго-восток к Аджину (34 вер.), откуда до Кизыл-Арвата 20 верст. По этой дороге воды, корма и топлива везде имеется в большом изобилии.

Самый же Кизыл-Арват, к сожалению, далеко не оправдал наших ожиданий — когда-то это, может быть, и была крепость, были и стены, и даже цитадель, но теперь это скорее загон для скота. Стены большей частью размыты, разрушены и так тонки, что при малейшем напряжении валятся; тут невозможно поместить людей, и я расположился лагерем ближе к горам, отправив сего дня же в рекогносцировку кавалерию подполковника Навроцкого для осмотра и выбора по окрестным высотам другого более соответствующего и удобного лагерного места. При этом, одно из самых главных и существенных неудобств здесь — совершенный недостаток топлива и корма верст на 20-30 кругом.

Со стороны дальних текинцев, сидящих между Арчманом и Геок-Тепе, мы не имеем еще никаких положительных сведений; говорят, что некоторые духовные лица там возбуждают народ к вражде против нас, собирают будто бы партии с целью отбить у нас верблюдов, отвести воду и пр., но пока еще ничего точного и определенного нет, как о том сообщили мне наши ближние текинцы. [310]

С одной из последующих почт, при ближайшем и более тщательном ознакомлении с местными здешними условиями и обстоятельствами края, я не замедлю представить Вашему превосходительству на основании означенного выше предписания №  28 для доклада его высочеству подробные соображения мои, вытекающие из занятия нами теперь Кизыл-Арвата,

Сейчас вернулся с рекогносцировки подполковник Навроцкий и привез самые неутешительные сведения: топлива кругом верст на 30 нет нигде, а также и более удобного лагерного места. Между тем жара стоит ужасная и несколько дней уже нас преследует удушливый восточный ветер, вроде самума.

Впрочем, общее состояние здоровья людей пока хорошо: больных 30, трудного ни одного.

Генерал-майор Ломакин

ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, д. 1438, лл. 30-32.


Комментарии

1. Кизыл-Арвата, Кодж, Зау, Джанги, Кизыл-Чешме, Бами, Беурма.